Крылья Поволжья

Авиакомпании Поволжья – «Татарстан», «Ак барс аэро» и «Авиалинии Мордовии» – решили создать альянс и за два года увеличить пассажиропоток до 3 млн человек

О консолидации региональных перевозчиков по федеральным округам не раз говорил премьер Дмитрий Медведев. Объединять авиакомпании на Юге и Дальнем Востоке собирается «Аэрофлот».

Авиакомпания «Татарстан»

Основной акционер – ЗАО «Тат-аэро» (принадлежит на паритетных началах Татарстану и Bulgarian Aviation Group) – 100% минус 2 акции. Парк – 11 самолетов (Airbus A319, Boeing 737-300/400/500, Ту-154, Як-42).

«Ак барс аэро»

Основной акционер – ХК «Ак барс» ( 97,16%), крупнейшие акционеры которого – ООО «Торговый дом «Ак барс» (46,2%) и Республика Татарстан (28,1%). Парк – 22 самолета (Як-40, Bombardier CRJ 200, бизнес-джет Challenger 604/605).

ОАО «Авиалинии Мордовии»

Парк – 27 самолетов (Ан-2, Ан-24РВ, Ан-26-100).

О создании альянса авиакомпании «Татарстан», «Ак барс аэро» и «Авиалинии Мордовии» объявили на авиационном форуме в Ульяновске. Объединяться юридически перевозчики не планируют (предполагается, что все три сохранят собственные бренды и флаги), а создадут общую управляющую компанию, рассказали представители участников альянса.

Доли в УК будут у всех трех перевозчиков, отметил гендиректор «Татарстана» Аксан Гиниятуллин, оговорившись, что его компания скорее всего получит крупнейший пакет.

Цель альянса – расширить число маршрутов до 130, связав прямыми рейсами все крупные города Поволжья: Казань, Пензу, Самару, Уфу и проч., рассказывает Гиниятуллин, сейчас зачастую в соседнюю область можно прилететь только через Москву. Маршруты уже обсуждались с правительствами всех 14 регионов Поволжья, продолжает топ-менеджер, подписаны договоры с аэропортами. Региональные власти собираются субсидировать перевозки из бюджетов, отмечает он: примерно на 1,1 млрд руб. в год. Чиновники транспортных ведомств Ульяновской и Самарской областей подтвердили информацию о готовности выделить бюджетные средства.

Помощь регионов может потребоваться и для расширения парка, говорит Гиниятуллин: авиакомпаниям альянса предстоит приобрести в лизинг около 35 самолетов вместимостью до 50 кресел, на что потребуется $20–50 млн субсидий. Потенциально интересны такие самолеты, как Bombardier CRJ-200, которые уже есть в парке «Ак барс аэро», рассказывает топ-менеджер: такие же лайнеры планирует приобрести и мордовская компания.

Все три перевозчика не входят в число лидеров авиарынка. По итогам 2011 г. самый крупный из них – «Татарстан» перевез 592 861 пассажира, результат «Ак барс аэро» – 254 785 человек, «Авиалиний Мордовии» – 15 000. За два года компании альянса планируют увеличить пассажиропоток до 3 млн человек, сообщил Гиниятуллин.

Идея развивать местные перевозки правильная, говорит руководитель аналитического отдела «Авиапорта» Олег Пантелеев, но предупреждает, что компаниям предстоит приучить пассажиров летать в соседние города и столкнуться с проблемой неразвитой аэропортовой инфраструктуры. Во многом успех зависит и от того, как региональные власти будут выполнять свои обязательства, говорит Пантелеев.