Лицензия на дружбу

НПЗ в Китае, который «Роснефть» строит вместе с CNPC, получил беспрецедентное право экспортировать нефтепродукты. Но вся его продукция скорее всего будет продаваться на китайском рынке, считают эксперты

Нефтеперерабатывающий завод в Тяньцзине, который «Роснефть» и CNPC планируют построить к 2015 г., получил право продавать нефтепродукты не только на внутреннем рынке, но и экспортировать их, заявил президент Владимир Путин после встречи с лидером КНР Ху Цзиньтао. Китай впервые принял такое решение в отношении компании с иностранным участием, подчеркнул Путин (цитата по «Интерфаксу»). Строительством НПЗ занимается Китайско-российская восточная нефтехимическая компания (51% у CNPC, 49% у «Роснефти»). Церемония закладки первого камня состоялась в сентябре 2010 г., тогда же были подписаны основные условия ТЭО: оценка инвестиций – $5 млрд, проектная мощность – 13 млн т нефти в год (около 9 млн т будет поставлять «Роснефть»). Также партнеры планируют построить сеть АЗС.

Изначально предполагалось, что вся продукция будет продаваться внутри страны. Но цены в Китае регулируются государством. Так что право экспортировать нефтепродукты «резко поднимает эффективность» проекта, заметил в пятницу президент «Роснефти» Игорь Сечин, однако деталей не уточнил.

В Китае жесткая система лицензий на экспорт нефти и нефтепродуктов, они сконцентрированы у госкомпаний, отмечает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин. Местное правительство регулирует внутренние цены на дизтопливо и бензины, что негативно отражается на нефтепереработке. Поэтому право на экспорт действительно может избавить НПЗ в Тяньцзине от подобных рисков, признает он.

Впрочем, вся китайская экономика направлена на импорт нефти и нефтепродуктов, об экспорте они даже не задумываются, указывает директор Российско-китайского центра торгово-экономического сотрудничества Сергей Санакоев. По данным минэнерго США, в 2011 г. потребление нефти в Китае увеличилось на 4% до 9,8 млн барр. в сутки и продолжает расти, причем уже больше половины (5,5 млн барр.) приходится на импорт. В итоге вся продукция с тяньцзинского НПЗ скорее всего пойдет на внутренний рынок, считает Санакоев, а экспортная лицензия – лишь дружеский жест, чтобы российский партнер не чувствовал себя ущемленным.