Грех банкиров


Британским банкам, вовлеченным в многие скандалы, досталось от регуляторов, политиков и простых граждан. Теперь у них объявился новый критик – Джастин Уэлби, епископ английского города Дарем, член парламентской комиссии по банковским стандартам.

О бизнесе и роли банков в нем Уэлби знает не понаслышке. Он работал во французской нефтяной компании Elf Aquitaine (стала частью Total), затем – в Лондоне, над проектами в Северном море и Западной Африке. В 1984 г. стал финансовым директором нефтесервисной Enterprise Oil. Выступая в мае в палате лордов, епископ сослался на свой опыт работы нефтяным трейдером. Уэлби имел дело и с LIBOR, и со страхованием, и с торговлей валютами. Поэтому вопросы банкирам он задает по существу. На слушаниях в комиссии Уэлби долго допрашивал будущего председателя совета директоров банка Barclays Дэвида Уолкера, причем вопросы касались всех аспектов банковской деятельности – от управления рисками до бухучета.

Банковскому сектору предстоит ответить на главный, экзистенциальный вопрос, указывает Уэлби, – для чего он существует, а кто в чем провинился в скандале с LIBOR – дело второстепенное.

«С точки зрения христианства человек грешен и слаб, и поэтому теория эффективных рынков не работает. На рынках люди принимают не более рациональные решения, чем где-либо еще», – уверен епископ.

По его мнению, в центре внимания банков должен снова оказаться клиент. «Финансовые услуги необходимы для того, чтобы перенаправить избыток средств туда, где нужны инвестиции», – говорит епископ. Но банкам следует больше думать не о прибылях, а о росте экономики. В пример он приводит Deutsche Bank, который недавно понизил цель по доходности капитала: прибыльность банка должна отражать «уровень полезности» для общества, отмечает Уэлби.