Зря запасаются

Запасы нефти, которые США держат на черный день, вряд ли помогут сбить цены или справиться с дефицитом топлива, предупреждают эксперты

Стратегические запасы нефти – это «мощный инструмент», который президент США может задействовать, если перебои в поставках энергоресурсов будут угрожать американской экономике, говорится на сайте минэнерго США. Но стратегические резервы могут оказаться не такими эффективными, предупреждают эксперты Citi и IHS CERA.

Сейчас в нефтяной кубышке США – около 696 млн баррелей нефти (крупнейшие госзапасы в мире), это эквивалент 80 дней без импортных поставок. Предельная мощность резервов – 727 млн. С 1973 г. резервы трижды распечатывались по указу президента: в 1991 г. в день начала операции «Буря в пустыне» (33,7 млн баррелей), после урагана «Катрина» в 2005 г. (30 млн баррелей) и во время военной операции в Ливии в 2011 г. (30 млн баррелей). В 1996–1997 гг. США пришлось продать 28 млн баррелей нефти из запасов, чтобы покрыть дефицит бюджета. Менее масштабные продажи происходят чаще: так, в сентябре 1 млн баррелей был продан на НПЗ Marathon Petroleum после урагана «Айзек».

Сейчас страны – импортеры нефти, опасаясь дефицита и роста цен из-за напряженности на Ближнем Востоке, обсуждают возможность использования нефтяных резервов и в «мирное время». Главный лоббист использования стратегических резервов – администрация США, но выборы могут заставить распечатать запасы, ведь рост цен на топливо плохо сказывается на имидже первых лиц страны, считают аналитики Citi и IHS CERA. При этом, продавая нефть из резервов, внутренние цены на топливо сбить трудно, признают сотрудники президентской администрации в беседе с FT: проблема в нефтепродуктах. Рост цен на топливо в последние месяцы связан с дефицитом предложения нефтепродуктов из-за взрыва на НПЗ в Венесуэле и пожара на канадском НПЗ. Как и после урагана «Катрина», США не хватало не нефти, а нефтепродуктов из-за подтопления на НПЗ. Тогда пришлось договариваться с ЕС о поставках бензина из европейских запасов.

Держать топливо на случай чрезвычайной ситуации обязаны все члены МЭА, но у США в резервах только нефть, а европейцы запасают и нефтепродукты. США стоило бы диверсифицировать резервы, написал экономист Филипп Верлегер в журнале Petroleum Intelligence Weekly: дополнительных средств в бюджете страны на это нет, поэтому объем запасов можно было бы уменьшить на 100 млн баррелей. Это эквивалент продажи 200000 баррелей в день. Пока стратегические резервы все меньше кажутся такими полезными, как их рекламирует минэнерго, указывают аналитики Citi.