Точка зрения: Учет и расчет

Принятый три года назад федеральный закон РФ №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» установил требования повсеместного учета энергоресурсов. В июле 2012 г. эти требования ужесточились: ресурсоснабжающие организации могут потребовать от жителей многоквартирных, дачных или садовых домов, объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения, обязательного оснащения помещений счетчиками воды, а также приборами учета потребления тепла, электроэнергии.

Технические характеристики современных приборов учета позволяют отслеживать количество потребленных ресурсов, фиксировать параметры качества, сохранять данные о нештатных ситуациях даже при условии отсутствия питания и многое другое. Эти устройства способны не только зафиксировать данные энергопотребления, проанализировать информацию, но и ограничить потребление ресурса по заданным параметрам. «Умный счетчик» является элементом масштабной интеллектуальной системы, в которую также входят устройства сбора и передачи данных и другое оборудование.

В первую очередь приборы учета с большими функциональными возможностями будут полезны сбытовым и сетевым компаниям, заинтересованным в сокращении потерь энергоресурсов и борьбе с их хищением и нерациональным использованием. И для энергоснабжающей организации, и для абонента надежный прибор учета, по сути, является гарантом точных и справедливых расчетов между собой.

Первый опыт

По данным Минэнерго России, в настоящее время практически во всех субъектах РФ проводится внедрение проектов по учету ресурсов на уровне госпрограммы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 г.». Однако лишь несколько регионов могут похвастаться массовым и успешным внедрением приборов учета в жилых домах: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Республика Хакасия, Белгородская, Курская, Ростовская и Псковская области.

Практика показывает, что с введением учета в отдельных жилых домах при установке теплосчетчиков потребление энергоресурсов снижается как минимум на 20%, а расходы на отопление уменьшаются в некоторых случаях в 2 раза.

В 2009 г. в Ярославле на этапе проектирования 5-этажного кирпичного жилого дома была разработана схема теплоснабжения и учета, подразумевающая установку 61 теплосчетчика (50 из них считают теплопотребление в квартирах, остальные – в офисных помещениях на 1-м этаже и в служебных помещениях ТСЖ). Все приборы круглосуточно подключены к компьютеру, который раз в месяц производит автоматическое дистанционное считывание информации. Данные обрабатываются ТСЖ и используются для составления ежемесячных отчетов, на основе которых городской информационно-расчетный центр выставляет счета всем пользователям, будь то владельцы квартир или арендаторы офисов.

В современных условиях установка такой системы актуальна скорее для домов-новостроек или жилых домов с модернизированной системой инженерных коммуникаций. Так, в Москве квартирными приборами учета оснащаются все новостройки.

Благодаря приборам учета тепла можно обнаружить колоссальную разницу между нормативным и фактическим потреблением. В ходе изучения объема возможных потерь теплоэнергии при отоплении одного из крупных торговых центров Санкт-Петербурга, где эксплуатировались современные приборы учета, выяснилось, что расчетные нормы расхода теплоэнергии как минимум в 2 раза выше, нежели фактическое потребление. За один только месяц по одному из четырех тепловых пунктов расчетная норма составила 1562 Гкал (или 1062000 руб. без НДС). Но фактически за исследуемый период теплосчетчик насчитал 430 Гкал, что вместе с потерями составило около 700 Гкал (т.е. менее 500000 руб.).

Кто ответит за потери?

Повсеместно начатая установка счетчиков уже вызывает вопросы: кому они будут принадлежать? какие тарифы будут применяться? на кого падет ответственность за установку и поверку? как решать спорные ситуации? кто будет оплачивать теплопотери? Ответить на эти вопросы в одночасье не получится.

Одно ясно наверняка: необходимость введения учета энергоресурсов в РФ первостепенна, и без активного участия профессиональных игроков рынка решить задачу повышения энергоэффективности невозможно. В сложившейся ситуации законопроект должен апеллировать не к конечным потребителям, а к профессионалам – энергоснабжающим организациям, теплосетям и др. Законопроект об обязательной установке приборов учета способствует устранению спорных моментов между поставщиками и потребителями. А это, безусловно, приведет к созданию благоприятной для инвестиций среды на рынке энергоучета.