Чу Чао Бэн: Персона - Чу Чао Бэн, генеральный директор Keppel Corporation

Как стране выиграть от нефтяного бума, если она не богата нефтью? Например, стать мировым лидером по производству морских буровых установок – как это удалось Сингапуру. А генеральному директору Keppel, одной из крупнейших сингапурских корпораций в этой отрасли, удается находить общий язык с нефтяниками всего мира
Чу Чао Бэн, генеральный директор Keppel Corporation/ M.Ahmed/ Bloomberg

Город штрафов

Сингапур в шутку называют городом штрафов, которые здесь чрезвычайно высоки и применяются в самых безобидных для иностранцев случаях. Промахнуться мимо мусорного бака или плюнуть на землю, перейти через дорогу в неположенном месте или перекусить в общественном транспорте может обойтись нарушителю в несколько сотен долларов. Система наказаний здесь в целом отличается жестокостью: в Сингапуре применяют смертную казнь через повешение, например, за торговлю наркотиками, а также телесные наказания за не самые серьезные преступления, например покушение на убийство или ограбление.

Ледоколы из Сингапура

Keppel Corporation стала первым в Азии судостроителем, который освоил строительство ледоколов. Заказчиком в 2006 г. выступила российская компания «Лукойл». Ведомости

Экономика Сингапура

Сингапур – многонациональное островное государство (общая площадь – всего 712,4 кв. км, население – 5,2 млн жителей), расположенное между Малайзией и Индонезией. В структуре населения доминируют китайцы (74%), малайцы составляют 13%, индусы – 9%. Официальными признаны четыре языка: малайский, мандаринский китайский, тамильский и английский, государственный язык – малайский. Структура экономики Сингапура полностью состоит из отраслей с высокой добавленной стоимостью. Здесь доминируют электронная и химическая промышленность, финансовые услуги и международная торговля. Сингапурские власти сделали все возможное, чтобы привлечь иностранные нефтяные компании, разрабатывающие шельфовые нефтяные месторождения региона, и ключевыми отраслями экономики стали производство оборудования для нефтедобычи, строительство морских буровых платформ, нефтепереработка и нефтехимия. Природа обделила Сингапур природными ресурсами, даже пресную воду сингапурцы получают из соседней Малайзии. Единственный ресурс этого города-государства – выдающееся географическое положение на перекрестке важнейших торговых путей и глубоководная гавань, способная принимать самые большие торговые суда. Сингапуру удалось использовать этот ресурс на благо жителей страны, и всего за 57 лет независимости эта страна достигла самых высоких мест во всех возможных международных рейтингах, отражающих уровень развития страны: – 1-е место в рейтинге Doing Business – 2-е место в рейтинге Глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума (после Швейцарции) – 5-е место в рейтинге восприятия коррупции Transparency International.

Политика Сингапура

При всем экономическом благополучии уровень политической свободы в Сингапуре ниже среднего по миру. Freedom House, ежегодно публикующий отчет о политических свободах в мире, оценивает страну как «частично свободную» с рейтингом 4 из 7 (чем меньше рейтинг, тем свободнее страна), что соответствует уровню, к примеру, Гондураса или Нигерии. Сингапурскую прессу Freedom House вообще оценил как несвободную. Первому политическому лидеру Сингапура – премьер-министру Ли Куан Ю, признанному отцом сингапурского экономического чуда, были чужды идеи политической свободы и либеральные ценности в политической плоскости. За 30 лет управления с 1959 г. Ли Куан Ю вывел Сингапур на первые строчки рейтингов привлекательности для бизнеса, создав максимально открытую и либеральную экономику. При этом его стиль политического руководства был предельно жестким. В частности, низкий уровень коррупции был достигнут суровыми мерами: местное агентство по борьбе с коррупцией получило разрешение задерживать потенциальных взяточников, проводить обыски у них в домах и на работе, проверять банковские счета, а в 1989 г. была введена конфискация имущества. Семейственность в политике тоже не обошла Сингапур стороной: в 2004 г. премьер-министром стал Ли Сьен Лун – сын Ли Куан Ю, который назначил отца на должность министра-наставника.

Keppel Corporation

Многопрофильная корпорация. Акционеры: Temasek Holdings – 21,22%, остальные акции в свободном обращении. Капитализация – $15 млрд. Финансовые показатели (9 месяцев 2012 г.): выручка – $8,7 млрд, чистая прибыль – $1,3 млрд.

В 1966 г., когда битломания была в самом разгаре, а английская супермодель Твигги стала лицом года по версии Daily Express, на британскую землю ступил пока еще никому не известный сингапурец. Имя молодого человека, севшего на поезд до Ньюкасла, было Чу Чао Бэн. Он прибыл, чтобы изучать в местном университете искусство кораблестроения. 19-летний выходец из Юго-Восточной Азии впервые попал за границу. Местный климат поверг его в ужас. «Холод в этом Ньюкасле заползал под пальто», – содрогается Чу.

Но по крайней мере было чем отвлечься. «В те дни на сцене шли концерты самых разных групп. Например, The Animals родом из Ньюкасла, – рассказывает он и радостно восклицает, вспомнив название одного из самых известных хитов группы: – О! The House of the Rising Sun!»

Глобализация по-сингапурски

Слушая сейчас байки о студенческой жизни в офисе Чу в Сингапуре, трудно себе представить респектабельного генерального директора Keppel Corporation молодым парнем эпохи «разгульных шестидесятых». Он спокоен и нетороплив, что мало соответствует сумасшедшему темпу бизнеса, завязанного на нефтедобычу. В свободное от работы время Чу предпочитает играть в гольф и читать книги.

В возглавляемом им холдинге работает 40000 человек. Он занимается недвижимостью, телекоммуникациями, энергетикой. Но большинство доходов приносит строительство морских буровых установок, от гигантских полупогружных буровых платформ, которые ставятся на многотонные якоря и бурят на глубинах более 1,5 км, до самоподъемных плавучих буровых установок, которые работают на мелководье, возвышаясь на опущенных на дно опорах.

На отсутствие заказов компания не жалуется. Нефтегазовые гиганты закладывают в бюджет средства на разведку у берегов Бразилии и в Каспийском море. А катастрофа платформы ВР в Мексиканском заливе в 2010 г. подстегнула спрос на более безопасные буровые установки.

На Сингапур приходится около 70% мирового производства этих установок, основные производители – Keppel и SembCorp Marine. Только в Бразилии эти две компании набрали в этом году заказов на $14 млрд, и, как ожидается, это еще не предел.

Рассказ о судьбе Чу – это повествование о том, как в Сингапуре, где нет особых природных ресурсов, возникли глобальные компании вроде Keppel, Singapore Airlines или CapitaLand, одного из крупнейших девелоперов в Юго-Восточной Азии и влиятельного игрока на китайском рынке недвижимости.

«Это было невозможно предсказать», – говорит Чу о развитии в Сингапуре индустрии по строительству буровых установок. В конце 1960-х гг., по мере того как Британия уходила из колоний, британский военный флот был выведен и с острова. Это стало ударом для экономики: на британцев работали тысячи сингапурцев. Верфи, раньше специализировавшиеся на военных судах, спешно занялись конверсией. Так зарождалась Keppel.

Не ожидал Чу, что судьба занесет его в бывшую метрополию. Сингапур получил долгожданную независимость за год до его прибытия в Ньюкасл. Отец Чу был неквалифицированным работником минздрава острова – трудился в гараже министерства. Учебу Чу оплатил образовательный фонд Содружества (межгосударственное объединение Великобритании и большинства бывших английских доминионов, колоний и зависимых территорий).

В 1971 г. Чу устроился работать на Keppel Shipyard. Перелом в его карьере настал в 1975 г., когда он был откомандирован на Филиппины, где на бывшем рисовом поле строилась первая зарубежная верфь компании. «Это был очень важный опыт. Мне было 28 лет, и меня считали представителем не только Keppel, но и Сингапура, – вспоминает он. – Приходилось общаться на всех уровнях, от министров до профсоюзов, обычных рабочих, мэров и полицейских».

Заповеди Чу

Навыки, приобретенные в той командировке, позже помогли при захвате новых рынков. Сейчас холдинг работает в Китае, Европе и на Ближнем Востоке, помимо кораблестроения торгуя недвижимостью, создавая дата-центры и перерабатывая мусор в электроэнергию. Незадолго до беседы с журналистами Чу встречался с нефтяным магнатом из Техаса, топ-менеджером российской судостроительной компании и чиновником из Азербайджана.

«Нужно быть крайне внимательным к особенностям, желаниям, сильным и слабым сторонам страны-клиента. Если там на вас работает знающий человек, половина дела, считай, сделана, – делится Чу секретами успеха и начинает перечислять особенности стран с России. – Сами по себе они [русские] отличные люди. Но у них существуют всякие бюрократические процедуры. Когда мы чиним их корабль, то приходится получать письменное разрешение чуть ли не от каждого члена команды, чтобы что-то сделать».

Есть свои особенности и у американцев. В 1982 г. Чу три месяца учился в бизнес-школе Гарварда и не раз участвовал в игровых переговорах. Чу говорит, что американцы очень нетерпеливы и стремятся как можно быстрее прийти к компромиссу. Поэтому результат переговоров, как правило, был в пользу группы студентов из Японии и Сингапура, отличительная черта национального характера которых – спокойствие.

Но гендиректору лучше совмещать в себе черты обеих наций, считает Чу: «Вы должны быть нетерпеливы, потому что хотите, чтобы дела все-таки делались, и одновременно терпеливы, чтобы суметь дождаться, пока плоды созреют».

Еще одна заповедь Чу – следить за тем, чтобы бизнес, который сильно зависит от колебаний нефтяных цен, обладал достаточными денежными резервами, чтобы пережить трудные времена.

Также важны изобретательность и умение адаптироваться к обстоятельствам. В 1984 г. судостроительная и судоремонтная индустрия пережила резкий спад, из-за чего закрылись многие верфи, где строились буровые установки. Чу обратил внимание на Нью-Йорк, который пытался решить проблему мусора просто: делал его захоронения в океане. Keppel начала строить баржи специально для перевозки отстойных илов и продавать их городу.

Слабая сторона Китая

Сам Чу не раз демонстрировал свое умение приспосабливаться к обстоятельствам. Обучение в Ньюкасле дало ему только начальные навыки, необходимые для карьеры. На Филиппинах он научился разбираться в финансовой документации. Возглавляя различные подразделения Keppel, он настолько обучился искусству дипломатии, что в 2004 г. был назначен послом Сингапура в Бразилии.

Через пять лет Чу стал генеральным директором Keppel. Сейчас сингапурской корпорации приходится считаться с амбициями такого сильного конкурента, как Китай. Чу вспоминает, что еще в 1981 г. на одной из конференций китайские чиновники заявляли, что страна поставила целью лишить японцев и южнокорейцев звания самой судоходной нации. Правда, этого до сих пор не произошло.

«Почему китайцам это не удалось? Есть много примеров, когда они добивались успеха, – размышляет Чу и делится последним откровением в области бизнес-культуры. – Дело в том, что в нашем бизнесе китайцы не показывают такой дисциплины, как корейцы или японцы. Из-за культурной революции они лишились многих моральных принципов конфуцианства. Хотя пытаются вернуть их назад. Но это необходимо сделать для того, чтобы быть успешным во всем».

А вот если китайцы действительно станут мореходной нацией номер один, поможет ли это Keppel и Сингапуру? «Да, это даст нам преимущество, – рассуждает Чу. – Но не знаю, надолго ли».