Банки: Инновации – это образ жизни


ООО «Майкрософт рус»

Представительство Microsoft вРоссии. Финансовые показатели (РСБУ, 2011г.): выручка – 7,8млрд руб., чистая прибыль – 793,2млн руб. Занимается продвижением программного обеспечения, развитием партнерской сети, внедрением продуктов, локализацией решений Microsoft.

Несмотря на то что ни одно изменение в банковской индустрии невозможно без технологий, я бы хотел поговорить не только о них. Ведь инновационность – это не только и не столько технологии. Это прежде всего умение эффективно отбирать идеи, пилотировать их и внедрять широкомасштабные изменения в компании. Это задача скорее организационная, чем технологическая. Постоянно усовершенствовать продукты, процессы и организационную эффективность сложнее, чем внедрить отдельно взятое IT-решение.

По-настоящему инновационная компания умеет перманентно и эффективно меняться. Эти изменения должны происходить на всех уровнях, начиная от сознания руководителей и сотрудников и заканчивая внедрением новых подходов и инструментов. Сегодняшняя рыночная ситуация такова, что можно проиграть, если просто стоять на месте, надо расширять клиентскую базу, повышать удовлетворенность клиентов, анализировать постоянно растущие объемы информации о нуждах и привычках своих существующих и потенциальных клиентов, с тем чтобы принимать верные бизнес-решения, постоянно оптимизировать операционные расходы и др.

При этом это не должны быть изменения ради изменений. Из всего многообразия инновационных возможностей надо выбрать именно то, что принесет максимальную пользу и клиентам, и бизнесу.

Microsoft является одним из примеров крупной компании, которой удалось отстроить процесс постоянного создания инноваций. Весь процесс управления инновациями, разработанный нашей компанией, направлен на то, чтобы объединить идеи и усилия всех членов команды.

Для создания инноваций мы сформировали уникальную многоступенчатую систему «материализации идей». В Microsoft Futures проводятся футурологические исследования, цель которых прогнозировать те изменения в обществе, IT и рынке, которые станут актуальны через 10–15 лет. Практически все говорят об R&D как о чем-то едином. Но в нашей компании R (Research, т.е. исследования) и D (Development, т.е. разработки) – две разные вещи. Этот подход был сформирован Биллом Гейтсом 20 лет назад и до сих пор поддерживается самым высоким руководством. У нас есть централизованные корпоративные исследования и распределенные разработки, разделяемые на группы по продуктам. Таким образом, группы по продуктам не занимаются базовыми исследованиями, а исследователи не разрабатывают продукты. Сегодня более 850 ученых в Microsoft Research из разных стран разрабатывают 55 базовых исследовательских дисциплин, которые, как нам кажется, будут оказывать долгосрочное и стратегическое влияние на бизнес нашей компании.

Такой подход позволяет нам долгие годы оставаться инновационной компанией. Недавно основатель компании Apple Стив Возняк в интервью TechСrunch сказал: «В последнее время Microsoft показала довольно много инновационных решений, глядя на которые хочется сказать «вау!». Это действительно что-то в корне меняет. Вау, они действительно идут своим путем, а не следуют за конкурентами!»

Но наш успех был бы неполным, если бы мы не могли разделить его с нашими заказчиками и партнерами. Опираясь на наш опыт управления инновациями, банк ING в Голландии много лет последовательно внедрял культуру изменений и инноваций. Совместно с нашей компанией и другими технологическими партнерами был создан ING Customer Experience Center – лаборатория тестирования новых продуктов и услуг, в которой клиенты банка получают новый пользовательский опыт. Это и зона информации, управляемая жестами с помощью Kinect, и удаленное консультирование при помощи видеоконференций. И использование интерактивных поверхностей, таких как Microsoft PixelSence, для моделирования решения финансовых задач клиента, и денежные переводы с использованием мобильного телефона, причем не просто классический мобильный банкинг, но и QR-code transfer, перевод между клиентами путем касания мобильных телефонов Bump-transfer. Распознавание по лицам и мобильное приложение дополненной реальности для изучения клиентских предпочтений и контекстного предложения финансовой помощи в решении жизненных задач и многое другое.

Мне кажется, это самое важное – не просто создавать инновации, но и делиться ими с клиентами и партнерами. Мы всегда готовы помогать российским банкам в их инновационном развитии. Тем более что нашим финансовым организациям есть чем гордиться. И дело здесь вовсе не в том, молодой это банк, финансовый стартап или традиционный банк с многолетней историей. Изменение стратегии позволило Сбербанку пойти по пути инновационности. Альфа-банк вот уже много лет внедряет передовые практики в организации самообслуживания: интернет-банкинг, мобильный банкинг и др. «Тинькофф кредитные системы» создал банковский портал нового поколения и с успехом применяет инновационный подход к использованию социальных медиа. Три таких разных банка – и все инновационны.

Видимо, не важно, сколько лет организации, молодая она или старая, крупная или небольшая. Важно, готовы ли ее руководители меняться организационно и стратегически, перестраивать мышление, двигаться вперед. Важно не только, сколько лет сотрудникам в организации, а как они мыслят. Тут я хочу дополнить Олега Тинькова, который делает ставку на молодых сотрудников и руководителей. Я верю в diversity, когда в компании и в каждом ее отделе есть люди разного возраста и пола, с разными интересами, опытом, мировоззрением. Если правильно создать команду, поощрять самостоятельное мышление и регулярно вдохновлять сотрудников, то люди начнут инновационно мыслить, инновационно работать, инновационно жить!