Сергей Костевич: Персона - Сергей Костевич, президент Asbis Enterprises

Бывший научный сотрудник Минского радиотехнического института Сергей Костевич в конце 1980-х гг. начал свой бизнес, ремонтируя старые жесткие диски и прочее компьютерное железо
Сергей Костевич, президент и основатель группы компаний Asbis Enterprises/ С. Портер/ Ведомости

Asbis Enterprises PLC

Дистрибутор информационных технологий и электроники. Акционеры: председатель совета директоров, генеральный директор и основатель компании Сергей Костевич (46,34%), в свободном обращении 36,7%. Капитализация – $55,2 млн. Финансовые показатели (МСФО, 2011 г.): выручка – $1,48 млрд, ожидаемая выручка по итогам 2012 г. – более $1,7 млрд, чистая прибыль – $5,4 млн. Занимается дистрибуцией компьютерной техники, компьютерных комплектующих, программного обеспечения, электроники и аксессуаров. Продуктовый портфель включает готовые компьютеры практически всех мировых брендов, программное обеспечение, а также мобильные гаджеты и аксессуары, в том числе собственных брендов Canyon и Prestigio. Основана в 1990 г. в Белоруссии, в 1995 г. открыла головной офис – штаб-квартиру на Кипре. Владеет тремя центрами дистрибуции, расположенными в Чешской Республике, ОАЕ и Китае, а также складами во всех странах Восточной Европы, Балтии, СНГ, всего в 29 странах, и офисами, обслуживающими клиентов примерно в 85 странах по всему миру. Общее число дочерних компаний со 100%-ным участием (на конец 2011 г.) – 45. Основные рынки: страны бывшего СССР (41,49% продаж по итогам 2011 г.), Центральной и Восточной Европы (34,33%), Ближнего Востока (13,89%), Западной Европы (7,14%).

Спустя четверть века он крупнейший акционер компании Asbis, продающей компьютерную технику более чем в 30 странах мира и выпускающей портативную электронику под собственным брендом Prestigio. При этом Костевич ненавидит переписку по e-mail и принципиально не регистрируется в социальных сетях.

С Сергеем мы встретились в ресторане гостиницы «Золотое кольцо» на Смоленской. В Москву он приезжает редко и ненадолго. И на этот раз – всего на день: представить новые модели планшетников и смартфонов Prestigio. Prestigio – пока не Samsung и не Apple, но перспективы развития бизнеса налицо, говорит Костевич, уплетая любимую селедку с картошкой и луком. Этот кулинарный изыск на Кипре, где сейчас живет Костевич, встречается редко. «Натюрморт» дополнила бы бутылка водки, говорю я в шутку, но Сергей отвечает, что предпочитает вино: «В 2001 г. у меня родился второй сын, тогда я решил собирать вина урожая этого года». В винном погребе Костевича собрано около 1000 коллекционных бутылок из Франции, Италии, Чили, с собственно Кипра. Жемчужина его винной коллекции – элитное Bordeaux, с гордостью рассказывает Костевич.

Компании, прямо и косвенно принадлежащие Костевичу, локализуют продукты, которыми торгуют, – т.е. обеспечивают техподдержку, переводят инструкции и т.п. – как минимум на 15 языках. Но сам Сергей, давно уехавший из Белоруссии на Кипр, знает лишь три языка. «Русский, английский и белорусскую мову», – улыбается бизнесмен.

Из науки в торговлю

Он родился и вырос в Минске. Костевич – потомственный математик: его отец Леонид Костевич был профессором и преподавал в Белорусском государственном экономическом университете. Специальность старшего сына Костевича, тоже Сергея, также связана с точными науками: он занимается разработками в сфере искусственного интеллекта.

Сам Сергей в 1987 г. окончил Минский радиотехнический институт, а затем еще пять лет разрабатывал в нем системы сверхвысокоплотной записи данных, которая используется в жестких дисках компьютеров. Первый советский винчестер, который в Минске разработали Костевич с коллегами, увидел свет в 1991 г., за несколько месяцев до развала СССР. Часть деталей для него выпускались в Вильнюсе, часть – в Астрахани, а воедино все собиралось на заводе в Киеве. «У нас были очень хорошие перспективы, но с распадом СССР вся эта кооперация оказалась не актуальной, и я занялся дистрибуцией», – продолжает глава Asbis. Я спрашиваю его, не жаль ли ему, что развалился СССР, в ответ он лишь молчит.

Техникой Костевич интересовался с детства. Еще подростком собирал аудиоусилители и т.п. И первый его бизнес-проект был связан с ремонтом электроники. «Я занял на месяц деньги, купил несколько сломанных принтеров Epson, винчестеров, починил их – и дело пошло», – вспоминает он. Костевич и его партнеры быстро сообразили, что ввозить и продавать новое компьютерное железо выгоднее, чем чинить старое. В 1992 г. Asbis подписала первый дистрибуторский контракт с американским производителем жестких дисков Seagate. Дальше оставалось только расширять ассортимент и географию торговли. «Белоруссия – небольшой рынок, но у нее большие соседи: мы вышли на рынок России, затем были Украина и Польша», – продолжает Костевич.

Сейчас Asbis работает в 30 странах мира. 40% продаж дистрибутора приходится на страны СНГ, 35% – на Восточную Европу, 15% – на Ближний Восток, следует из ее отчетности. Asbis зарегистрирована на Кипре – Костевич является ее основным акционером. 25% выручки Asbis приходится на продажи электроники под брендом Prestigio, 75%, по оценке Костевича, – на дистрибуцию электроники крупнейших мировых компьютерных брендов – HP, Dell, Lenovo и др. Основной рост доходов сейчас связан с Apple, рассказывает Костевич. Его компания является его эксклюзивным дистрибутором во всех странах СНГ, за исключением России и Украины.

Российские арбитражные суды буквально завалены исками от Asbis к ее партнерам (всего у компании более 32000 партнеров по всему миру). Это эхо кризиса 2008 г., признает Костевич. Тогда дистрибутор потерял в России значительные суммы, взыскание задолженности здесь – процедура гораздо более медленная, чем в странах Европы, сетует он.

Лондон не понадобился

В 2012 г. белорусский журнал «Экономист» назвал Сергея Костевича 30-м по размеру состояния предпринимателем Белоруссии. Костевич это не комментирует. Зато с удовольствием рассказывает историю создания Asbis.

Первых портфельных инвесторов компания привлекла в 2002 г. В Asbis вложились греческие Black Sea Fund (один из управляющих средствами ЕБРР) и Alfa-bank. Это произошло вскоре после знаменитого краха доткомов 2000 г. Убедить кого-либо, тем более европейцев, инвестировать в IT-компанию было очень непросто, напоминает Костевич. По его словам, разговор с венчурными капиталистами занял у него три часа, но принес ему первые $10 млн инвестиций. «Когда хожу к инвесторам и в банки, галстук не надеваю», – говорит, улыбаясь, Костевич.

Одним из условий инвесторов было проведение Asbis первичного размещения акций, и дистрибутор начал выбирать площадку. В 2006 г. компания прошла технический листинг на площадке AIM Лондонской фондовой биржи, предназначенной для небольших венчурных проектов, стартапов. «Но Asbis на тот момент уже не была стартапом, само по себе присутствие на бирже нам не было нужно – нам нужна была ликвидность», – признается Костевич. Поэтому было решено размещаться ближе к дому, и в 2007 г. Asbis вышла на Варшавскую фондовую биржу. Сейчас там торгуется 36,7% акций дистрибутора.

Мировой IT-индустрии потребовалось 20 лет, чтобы насытить рынок настольными компьютерами, рассуждает Костевич, закусывающий ассорти из морепродуктов. На насыщение лэптопами ушло всего 10 лет. Сейчас 35% доходов Asbis приходится на ноутбуки, но этому рынку некуда дальше развиваться, констатирует его основатель. Именно поэтому компания Prestigio, созданная Костевичем совместно с южнокорейским партнером в 2002 г., изменила стратегию. В 2011 г. она начала продавать под собственным брендом планшетники, а с этого года – смартфоны. Для компании, специализировавшейся на производстве ноутбуков и ЖК-дисплеев (дизайн некоторых их моделей Костевич, кстати, разрабатывал сам по выходным), переход на гаджеты был ожидаемым, тем более что опыт их продвижения в России у компании есть. В 2011 г. Prestigio, по данным Smartmarketing, стала первой в России по продажам автонавигаторов – более 20% рынка этих устройств в натуральном выражении, а в первых кварталах 2012 г. ее планшетники вышли на 3–4-е место про продажам в крупных торговых сетях.

Гаджеты Prestigio продаются неплохо не только в России, но и, например, в богатых Объединенных Арабских Эмиратах, уверяет Костевич. На этом рынке есть премиальный сегмент, сегмент массовый и золотая середина между ними – с ней, а также с топом массового рынка Prestigio и стремится работать, говорит он. А большая часть населения ОАЭ – экспаты, под которых и «заточены» эти продукты. При этом Prestigio отказалась от выпуска компьютеров и ноутбуков. Норма прибыли в этом сегменте стала крайне низкой, признается Костевич. Если рентабельность ниже 10% и поднять ее невозможно, Prestigio закрывает направление, объясняет он.

«Кстати, будущее рынка автонавигаторов не так радужно, как кажется сейчас, – ведь навигационные функции есть даже в дешевых планшетниках и смартфонах. Не боитесь ли вы, что и этот сегмент вскоре может схлопнуться?» – спрашиваю я Костевича. Ощутимой стагнации на нем пока нет, но если она начнется – уйдем и оттуда, решительно отвечает он.

Пора показывать новые гаджеты

Раскрутив дистрибуторский бизнес и Prestigio, Костевич не отказался и от любимых накопителей, с которых начинал карьеру в электронике. «Мы первыми предложили подарочные флешки в кожаных чехлах, которые крепились на брючный ремень как аксессуар», – рассказывает он, попивая кофе. «Впоследствии нашу идею много кто копировал. Но когда перед новым, 2008 годом я приехал в Москву и прошелся по салонам электроники на Тверской, грело сердце то, что везде продавалась наша продукция, стоила она, заметьте, в два раза дороже, чем продукция конкурентов», – радуется Костевич. Подобные аксессуары – не самая большая, зато самая рентабельная часть товаров, продаваемая электронными ритейлерами: маржа от их продаж достигает 70%, рассказывали ранее «Ведомостям» их представители.

О том, как и где делается Prestigio, Костевич рассказывает крайне скупо. Например, он не называет китайские компании, производящие гаджеты под его торговой маркой. «Это не Foxconn (собирает, в частности, Apple iPhone. – «Ведомости»), но, поверьте, это не менее крупные и квалифицированные сборщики!» – улыбается он. По словам Костевича, разрабатывать портативную электронику самостоятельно, а собирать на заводах сторонних азиатских компаний логично. У Prestigio был опыт сборки мониторов на Александровском радиозаводе. Затраты на это сами по себе были невелики, но поставка комплектующих для них была вечной головной болью, а в Китае с этим проблем нет, констатирует Костевич.

Маркетинг и дизайн – основные статьи расходов Prestigio. У компании есть три дизайнерских центра: на Кипре, в Чехии и в Китае, рассказывает Костевич. Но в разработке гаджетов Prestigio заняты и сторонние специалисты. Например, в создании одного из внешних накопителей принимали участие дизайнеры Alfa Romeo.

«Мы не взяли у китайцев ни одного продукта в чистом виде!» – восклицает Костевич. Prestigio, по его словам, привносит в каждый продукт 20–25% добавленной стоимости. Добавленная стоимость – это и собственный дизайн, собственные софтверные разработки, контент и многое другое, объясняет Костевич. Например, смартфоны и планшетники Prestigio оснащает программой собственной разработки. А их покупатели получают бесплатный доступ к «фирменной» электронной библиотеке, в которой можно скачать более 600000 книг на 22 языках.

Рынок планшетников и смартфонов будет расти еще лет пять – дальше рост пойдет за счет связанных с ними аксессуаров, прогнозирует Костевич. «Как вам, например, зубная щетка, оснащенная Bluetooth-модулем: с его помощью мама на смартфоне может видеть, как часто ребенок чистил зубы, чистил ли он их вообще?» – спрашивает мой собеседник. Такую щетку, по его словам, Prestigio намерена выпустить на рынок в 2013 г. А в будущем killer application («убойным приложением») для IT-производителей, по мнению Костевича, станет умная одежда, позволяющая в реальном времени отслеживать вашу температуру, давление, пульс, уровень сахара в крови и т.п. Он намерен инвестировать и в товары для ухода за здоровьем. «В такую штуку, как Google Glass (миниатюрное устройство, позволяющее владельцу очков просматривать данные со своего компьютера. – «Ведомости»), я бы с удовольствием вложился!» – признается Костевич.

Вообще, Костевичу нравятся новые, нестандартные способы ввода информации в ПК. «Например, сейчас вся Чехия помешана на новой игре – вы надеваете на голову специальный обруч с датчиками, а затем перемещаете с его помощью разные предметы на экране: у кого он движется быстрее, тот и победил, – рассказывает Костевич. – Местные разработчики считают, что их игрушка стимулируют мозговую активность, улучшает работу мозга!»

Мне хочется задать Сергею еще много вопросов, но он прерывает меня. «Пора показывать новые гаджеты», – говорит он, направляясь из ресторана на пресс-конференцию Prestigio.

Дистанционное управление

Есть бизнесмены, которые, как Сергей Костевич, предпочитают жить за границей, а вести бизнес в России и СНГ

Роман Абрамович После продажи «Сибнефти» «Газпрому» за $13 млрд в 2005 г. перебрался жить в Лондон, где и проводит сейчас большую часть времени. За два года до сделки с «Газпромом» купил английский футбольный клуб Chelsea, владеет недвижимостью в Лондоне. Он продал долю в UC Rusal Олегу Дерипаске. Но активно инвестировал все последние годы: его структурам принадлежит 32,01% Evraz, 32,6% Highland Gold, 99,63% «Регистратор Р.О.С.Т.», 24% ОАО «Первый канал», ООО «Новая Голландия девелопмент». Бидзина Иванишвили Премьер-министр Грузии Сооснователь и бывший совладелец банка «Российский кредит», Михайловского ГОКа, Импэксбанка, аграрной корпорации «Стойленская нива», аптечной сети «Доктор Столетов». С середины 1990-х гг. жил во Франции, основные активы находились в России. Во Франции обладает недвижимостью. До 2012 г. имел тройное гражданство – Грузии, России и Франции. От двух последних отказался ради участия в выборах на родине. С той же целью продал активы в России. В начале 2000-х перебрался жить в Грузию. С октября 2012 г. премьер-министр Грузии. Геннадий Тимченко Совладелец Gunvor, «Новатэка», «Стройтрансгаза», «Сибура», «Русского моря» В 1991 г. переехал из России в Финляндию, в 1999 г. получил финское гражданство. Своим местом жительства называл два дома в Швейцарии. Летом 2012 г. получил российский паспорт и обещал вернуться на постоянное место жительства в Россию, как только сын окончит школу. Дмитрий Фирташ Бывший совладелец компании Rosukrenergo, председатель Национального трехстороннего социально-экономического совета, председатель Федерации работодателей Украины Основные активы: украинские азотные предприятия «Стирол», Северодонецкое объединение «Азот», черкасский «Азот», «Ривнеазот», Крымский содовый завод и «Крымский титан», австрийская Zangas Hoch- und Tiefbau GmbH, специализирующаяся на строительстве газопроводов и инфраструктуры. В 1990 г. переехал с Украины в Москву, в 1993 г. организовал поставки продовольствия в Туркмению в обмен на природный газ. Большую часть 1990-х гг. прожил в Ашхабаде. Гражданин Украины, постоянно проживает в Лондоне, а в Киеве появляется наездами. Его предприятия и компании осуществляют деятельность на Украине, в Австрии, Венгрии, Германии, Италии, на Кипре, в Таджикистане, Швейцарии, Эстонии.