Танцы трех Альбертов

Студию танцев Zumba Fitness 10 лет назад открыли в Майами три колумбийца с одинаковым именем Альберт. Сегодня уроки тезок посещают 14 млн человек

Альберто Перез в светлой кожаной куртке, из-под которой выглядывает спортивный костюм, стилистически не соответствует роскошному холлу лондонского отеля, построенного в эпоху короля Эдуарда. Сразу после встречи он и два его компаньона отправятся в более привычную обстановку – в спортзал – обучать танцам клиентов. Всех троих зовут Альбертами, и все трое выросли в Колумбии. А в Лондон приехали, чтобы открыть свой первый офис за пределами США.

Подтанцовка случаю

Перез, в прошлом инструктор по аэробике, создал компанию, которая потом стала Zumba Fitness, в своем родном городе Кали на юго-западе Колумбии. Идея открыть свое дело пришла ему в голову случайно. Однажды он забыл принести в спортзал диски с музыкой, под которую обычно проходили занятия. Он порылся в сумке и нашел свои личные диски, которые и использовал для проведения урока. Правда, пришлось немного поимпровизировать с упражнениями. Импровизация оказалось настолько удачной, что скоро он открыл новый класс по аэробике.

Новые занятия Переза посещала мать его будущего компаньона Альберто Перлмана. Ей так нравился его танцевальный класс, что позже, когда Перез уже переехал в Майами, она поручила сыну разыскать его там. Третий партнер, Альберто Агьен, который сейчас отвечает за операционный бизнес компании, вошел в пул, потому что знал Перлмана еще со школы и тоже жил в это время в Майами.

Все последнее десятилетие трое Альбертов вели занятия по программе, разработанной для фитнес-центров в Майами. Постепенно программа превратилась в глобальный бренд. Основатели не раскрывают финансовых деталей, но говорят, что во всем мире классы Zumba посещают еженедельно 14 млн человек в 140 000 населенных пунктов. Журнал Inc.Magazine оценил компанию в $500 млн.

Инвестор знаний

Инструкторы Zumba Fitness поначалу проводили занятия только в спортзалах, но потом вышли на более широкий формат. Занятия стали проходить в арендованных классах школ, в помещениях церквей, днем в ночных клубах и даже в офисах крупных компаний во время обеденного перерыва.

Сегодня Zumba Fitness не только обучает спортивным танцам, но также формирует и продает коллекции музыкальных подборок, спортивную одежду и обувь. Однако занятия танцами остаются ее главным бизнесом. Фанаты раскупили уже 12 млн комплектов музыкальных DVD от Zumba Fitness и приобрели 7 млн дисков с видеоиграми на тему танцев и упражнений. Перез говорит: «Около 40% музыки, используемой инструкторами Zumba, создаем мы, а еще 60% – это лицензированная музыка».

Основатели явно гордятся тем, что преуспели в бизнесе сами, без помощи сторонних инвесторов. Однако недавно они все же договорились о небольших вложениях с группой инвесторов-ангелов, среди которых есть бывший владелец спортзалов. Теперь он член совета директоров Zumba Fitness. Перлман объясняет этот шаг не только необходимостью в дополнительном финансировании, но и желанием воспользоваться знаниями и экспертизой инвесторов.

Рождение франшизы

Бизнес-модель компании Zumba Fitness создал Альберт Перлман, выпускник Бэбсон-колледжа в Массачусетсе, известного программой MBA c акцентом на предпринимательство.

Основатели Zumba Fitness, вложив собственные сбережения, хотели превратить небольшую фитнес-программу в бренд, который можно было бы продавать через спортивно-оздоровительные клубы. Но затея провалилась. К 2005 г. у них в кармане оставались последние $14 000, а им так и не удалось заинтересовать ни одну сеть спортивно-оздоровительных клубов: у всех уже были свои танцевальные классы.

«Тогда мы решили, что потратим оставшиеся деньги до последнего пенни на создание тренинговой программы для инструкторов», – рассказывает Перлман. Предприниматели подумали: «Если на тренинг запишется хотя бы 200 человек, мы продолжим развивать это направление».

Записались 450 человек, каждый из которых заплатил $30 за то, чтобы войти в сообщество инструкторов Zumba и получить взамен возможность обучаться, пользоваться маркетинговыми материалами компании и иметь постоянную поддержку со стороны руководства компании. Так родилась франшизная модель.

«Это был ключевой момент в нашей истории, потому что мы сразу стали получать постоянные доходы», – говорит Перлман. У инструкторов были связи в спортзалах и стимул продвигать бренд Zumba. «Мы сказали, что сделаем предпринимателей из тех инструкторов, которые этого захотят. А тех, кто хочет преподавать фитнес в спортзалах, мы сделаем звездами этих спортзалов», – говорит Перлман.

Сейчас основатели Zumba Fitness думают о выходе на новые рынки: в Россию, Бразилию и Индию. К 2014 г. они надеются открыть свои танцевальные классы и в Китае. Не боятся ли они, что Zumba Fitness станет настолько большой компанией, что потеряет то, что изначально принесло ей успех? Эта опасность возникает во многих быстрорастущих молодых компаниях. Нет, им это не грозит, уверены Альберты. По крайней мере, пока они контролируют то, что происходит в танцевальных классах. «Главное, что у нас есть, – это танцевальные классы. Это инструкторы, которые обучают людей. Пока мы помним о том, как важно обучать инструкторов, мы даем им правильную бизнес-модель», – объясняет Перлман.