Помериться смыслами

Счастье работающего человека исследователи измеряют зарплатой, соцпакетом, коллективом и корпоративной культурой компании. Не все работающие с этим согласны

Устраивая в феврале опрос 300 менеджеров среднего и высшего звена российских и иностранных компаний, специалисты агентства «Контакт» хотели выяснить, счастливы ли их респонденты на рабочем месте. Оказалось, что 51% (возраст большинства из них – 29% – составил 30–35 лет) полностью устраивает их текущий карьерный рост, 60% – отношение руководства к ним и их работе, 47% – задачи, которые приходится ежедневно выполнять, 54% – корпоративная культура компании, 65% – коллектив, в котором они работают, еще столько же – график работы и 50% – благоустройство офиса. О счастье никто не сказал ни слова.

«В компаниях, которые стараются строить бизнес с человеческим лицом, принято мониторить удовлетворенность сотрудников, – говорит Владимир Сметанников, консультант консалтинг-центра «Шаг». – Это, с одной стороны, показывает, что руководству небезразлично эмоциональное состояние людей. С другой – они собирают информацию для создания эффективной мотивационной программы. Другое дело – выбор инструментов мониторинга. Я видел разного рода анкеты – большие и маленькие, витиеватые и простые. Но анкета не может дать объективной картины, потому что тема уж очень личная».

«Мы раз в два года проводим замеры настроений сотрудников и предлагаем заполнить анкеты», – рассказывает Ирина Эльдарханова, председатель совета директоров компании «Конфаэль». Но результаты мониторинга нельзя использовать как 100%-ное руководство к действию: люди часто опасаются высказывать запросы. «Некоторым хотелось бы как можно проще работать – больше праздников, больше развлечений, меньше отчетов, – говорит Эльдарханова. – Но мы рассматриваем пожелания, которые действительно могут облегчить жизнь людей: например, удлиненный отпуск, гибкий график работы, организация спортивных занятий в офисе».

«Лично я чувствовал себя счастливым в разные периоды рабочей жизни, – рассказывает Андрей Мудрый, бизнес-тренер, эксперт по продажам. – Сначала это были сложные проекты – интересно было проверить себя. Потом мотивировал высокий уровень ответственности, когда мне была предоставлена свобода действий, и в то же время я понимал всю серьезность своих решений. По его мнению, связка «работа – счастье» может быть в любых профессиях, предлагаемый же набор в опросе – «зарплата, соцпакет, коллектив и т. д.» – слишком упрощен.

«В моей практике были примеры, когда «ужесточение» условий работы – более четкий KPI, постоянный мониторинг результатов и строгая их оценка – сопровождалось повышением уровня вовлеченности и удовлетворенности сотрудников», – рассказывает Анна Бурова, директор по стратегическому развитию персонала ГК «Связной».

«Если человек выбрал не свою профессию, то ни высокая зарплата, ни дружный коллектив не сделают его счастливым, – уверена Ирина Тименцева, руководитель кадровой службы АКБ «Ланта-банк».

«Чем больше денег платят за нелюбимую работу, тем больше ее ненавидишь, – соглашается Евгений Костючик, начальник управления стратегии и проектов финансовой корпорации «Уралсиб». – В наше время не более 5% людей занимаются любимым делом, и лишь половине из них любимая работа дает стабильный доход».

Самый лучший способ узнать об удовлетворенности человека – поговорить с ним, уверен Сметанников. Причем это задача не HR-менеджера, а непосредственного руководителя.

«Но важнее всего, какой смысл вкладываешь в работу: кто-то, как в притче, «таскает камни», а кто-то «строит храм», – уверен Сметанников. – Как говорил Сократ, неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. Поэтому я бы предложил помериться смыслами, а не соцпакетами».