Топ-менеджеры покидают Францию

Рост налогов на богатство и доходы во Франции приводит к повальному бегству бизнеса и богатых людей из страны
Отъезд состоятельных французов из страны уже приобретает массовый характер/ AURORE MARECHAL/ AFP

Исход состоятельных французов из страны активизировался. В последнее время Францию, где правительство ввело 75%-ный подоходный налог на богатых и которую некоторые бизнесмены обвиняют в нелюбви к предпринимателям, покинули несколько топ-менеджеров подразделений таких компаний, как LVMH и Dassault Aviation, сообщает Financial Times (FT).

В частности, из Парижа в Лондон переезжают топ-менеджеры Moët Hennessy, подразделения LVMH по производству шампанского и коньяка, – генеральный директор подразделения Кристоф Наварре и исполнительный вице-президент по коммерческим вопросам Жиль Хенесси. В ответ на запрос FT в LVMH сообщили, что переезд Наварре, Хенесси и еще одного члена правления LVMH не связан с налоговыми причинами.

Бельгиец Наварре, семья которого живет в Лондоне, «платит и будет продолжать платить налоги во Франции, где у него есть вид на жительство, так же как в Лондоне и Майами», говорится в заявлении компании. Ее представитель также сообщил, что 63-летний Хенесси планирует покинуть руководство Moët Hennessy в этом году.

Человек, знакомый с ситуацией в компании, сказал FT, что некоторые другие члены правления переезжают в Сингапур и Швейцарию. «Правление и штаб-квартира Moët Hennessy останутся в Париже», – уверяет LVMH.

LVMH возглавляет и контролирует Бернар Арно, самый богатый человек Европы. Как стало известно в прошлом сентябре, сам он попросил о бельгийском гражданстве, что спровоцировало дебаты во Франции по вопросам о высоких налогах, патриотизме, предпринимательстве и инвестиционном климате. Правительство с этого года повысило подоходный налог для тех, кто зарабатывает более 150 000 евро в год, до 45%, а для людей с годовым доходом от 1 млн евро – до 75%. Выросли также налоги на прирост капитала, наследство, продажу бизнеса. На критику со стороны президента Франсуа Олланда Арно заявил, что гражданство Бельгии нужно ему исключительно в деловых интересах.

А в октябре кутюрье Карл Лагерфельд в интервью Marie-Claire назвал Олланда дурнем (imbécile). «Олланд ненавидит богатых... Он хочет их наказать, и, естественно, они уходят из Франции, и сюда никто не хочет инвестировать – ни местные, ни иностранцы», – заявил Лагерфельд изданию. Неблагоприятный бизнес-климат приводит к тому, что французская промышленность находится на грани краха, добавил тогда Лагерфельд.

«Чтобы купить завод во Франции, нужно быть идиотом», – написал в феврале в письме министру промышленности Арно Монтебуру гендиректор американского производителя шин Titan International Морис Тэйлор. «Французские рабочие получают хорошую зарплату. При этом они работают всего три часа в день. Еще час они обедают и три часа болтают», – сетовал он (письмо опубликовала газета Les Echos).

Своего недовольства, в том числе высокими налогами, не скрывает и Бернан Шарле, генеральный директор компании по разработке программного обеспечения Dassault Systemes, которая входит в авиапроизводственный концерн Dassault Aviation. «Место жительства во Франции стало большой помехой [для бизнеса], – заявил он в интервью газете Le Monde. – Нам придется нанимать топ-менеджеров в других странах».

Новый налоговый режим «угрожает всему цифровому сектору», полагает Шарле. Он раскритиковал повышение налогов на прирост капитала, опционы и акции, выдаваемые в качестве вознаграждения. Когда в декабре Шарле продавал акции на 28 млн евро, ему пришлось продать «больше акций, чем он приобретал», чтобы заплатить налоги. Председатель совета директоров посоветовал ему уехать из Франции, и Шарле рассматривает это предложение «со всех сторон». В ответ на вопрос, покинули ли страну другие руководители компании, он ответил: «Да».

Среди громких стычек предпринимателей с французским правительством – конфликт вокруг завода ArcelorMittal, где компания хотела остановить две доменные печи, а Монтебур на это заявил: «ArcelorMittal не нужна Франции, поскольку она не уважает Францию» – и пригрозил национализировать завод.