Регулирование: Двадцать лет спустя

ФГУП «Почта России»

Национальный почтовый оператор. Выручка по РСБУ за девять месяцев 2012 г. – 95,5 млрд руб., чистая прибыль – 891,2 млн руб. Показатели доставки (2011 г.): более 1,5 млрд простых и заказных писем и бандеролей, 52 млн посылок, 102 млн денежных переводов.

Я хотел бы порассуждать о будущем, о том, что будет лет примерно через двадцать. Уверен, что наша индустрия будет абсолютно иной. Это соответствует и стратегическим планам развития отрасли, которые Министерство связи наметило до 2018 г. и в последующей перспективе. Они связаны с активным внедрением широкополосного интернета и новейших электронных технологий на всей территории страны.

Исходя из этих планов, я должен сделать, может быть, на первый взгляд пессимистический вывод, что через 20 лет более 2/3 существующих сегодня продуктов и направлений деятельности «Почты России», скорее всего, исчезнут.

На сегодняшний день письменная корреспонденция всех видов превышает 1,5 млрд единиц без учета тиражей подписных изданий. Но для меня очевидно (и это совпадает с оценками, которые были даны в октябре 2012 г. на юбилейном конгрессе Всемирного почтового союза в Катаре), что в России, скорее всего, произойдет полное замещение письменной корреспонденции электронными видами сообщений, пусть это и займет чуть больше времени, чем в развитых странах. При этом даже трудно предположить, какие будут технологии, какие будут использоваться устройства, какими будут устройства для самого технически непродвинутого населения – пенсионеров, дедушек и бабушек. Хотя тут тоже есть определенные сомнения – практика показывает, что там, где есть минимальные возможности по доступу в интернет, есть радиосвязь, даже очень пожилые люди начинают использовать мобильную связь и электронную почту.

Через 20 лет это будет уже другое поколение, которое сегодня является достаточно продвинутым. Когда оно будет выходить на пенсию, эта продвинутость никуда не денется, и эти люди будут, конечно, готовы к использованию новых технологий.

Можно привести и пример действий государства в этой области. Например, принятие закона об отмене (с 2013 г.) обязательного информирования граждан о состоянии их пенсионных счетов, так называемых «писем счастья», урезало трафик письменной корреспонденции более чем на 100 млн единиц. А с точки зрения финансов это минус около 3 млрд руб. в выручке предприятия, причем это, скорее всего, невозмещаемый трафик. На совещании в декабре 2012 г., когда обсуждался вопрос о «письмах счастья», председатель правительства [Дмитрий Медведев] отметил, что это правильный подход.

Мы полностью разделяем эту точку зрения, и «Почта России» должна, безусловно, смотреть на это не как на риск, а как на нормальный процесс.

То же самое происходило со всеми архаичными способами передачи данных. Мы помним, как отмирал телеграф. Телеграфная услуга сейчас существует, но содержательно она ничего общего с телеграфной технологией не имеет. Это технология электронной передачи данных через сети, то есть по сути – та же электронная почта.

Примерно так же обстоят дела и с подпиской и печатными изданиями, которые сегодня также занимают в обороте «Почты России» и на рынке достаточно значимую часть. Уже сейчас и в мире, и в России достаточно высок процент замещения традиционных печатных СМИ электронными версиями. Почти все, особенно федеральные органы, имеют свои порталы, и все больше людей обращаются именно к этому контенту. Это быстро, это удобно. И я уверен, что через 20 лет, скорее всего, до 100% печатных СМИ мы будем видеть в абсолютно другой среде. Это будет нормально, и сегодняшняя деятельность почты в этом сегменте также исчезнет как не имеющая ни спроса, ни смысла.

Что касается выплаты пенсий. Думаю, что не через 20 лет, а намного раньше эта функция от почты также уйдет. Это архаично и небезопасно – таскать «кэш» по домам. Вы знаете, сколько происходит нападений и на почтальонов, и на объекты почтовой связи. Кроме того, мы слышим призывы государства к минимизации обращения наличных денег. Конечно, и через 20 лет наличные либо какие-то квазиналичные деньги в стране будут существовать. Но тенденция очевидна: и пенсионеры «мигрируют» на банковский сервис. Это устраивает и Пенсионный фонд, и Министерство финансов с точки зрения сокращения затрат бюджета ПФР на доставку пенсий. Это удобно.

При этом речь идет не только о развитии банковской инфраструктуры, но и о развитии других, небанковских платежных технологий. Трудно предположить, как будут действовать платежные системы в России даже лет через пять. Думаю, что получат развитие не только традиционные пластиковые платежные средства, но и средства мобильного банкинга, и новейшие технологии, которые сейчас применяются в мобильных устройствах, смартфонах – те же самые NFC-технологии, позволяющие на близком расстоянии совершать бесконтактный платеж.

Я уверен, что через 20 лет технология платежей не будет связана ни с тяжелыми устройствами, ни с банкоматами. Все будет основываться действительно на защищенном сегменте сети передачи данных, которая будет высокоскоростной и охватывать всю страну. И просто не потребуется никакого физического устройства – ни карты, ни, может быть, даже телефона. Может, там чип будет под кожу каждому при рождении вшиваться, где будут все эти данные на 100 лет вперед зашиты, и при идентификации, поднесении на 10 метров к любому принимающему фантастическому устройству, это будет работать.

Таким образом, из-за развития новых технологий роль почты как сборщика различных видов платежей, скорее всего, тоже будет сведена к нулю.

Что же останется? Нужна ли физическая почтовая сеть? Какую роль она будет играть? Я сошлюсь на министра связи Николая Никифорова, который ввел в оборот термин «товаропроводящие сети» на базе инфраструктуры и сети почтовой связи. Это соответствует стратегии, которая была принята в Катаре. Поэтому главной задачей для всех национальных почт, в том числе и для России, является обеспечение этой товаропроводящей возможности по сети почтовой связи. При этом сегодня качество этой услуги, если брать масштабы всей страны, не соответствует ожиданиям клиентов.

Бурный рост интернет-торговли, ярко выраженная потребность в качественной, быстрой и безопасной доставке заказанных товаров, возможность оплаты в удобной форме, включая предоплату, использование любых банковских продуктов, переводы, наложенные платежи являются для нас основной целью, основным драйвером роста на среднесрочную и более отдаленную перспективу.

Соответствует ли этим целям почтовая сеть по количеству объектов? Мы думаем, что она избыточна. Мы считаем, что 42 000 отделений (что по действующему законодательству превышает норматив на 13 000 объектов) – это, безусловно, еще и дополнительное финансовое обременение для предприятия.

И мы потихоньку начали этот процесс замены стационарных почтовых отделений на мобильные отделения почтовой связи.

Разумеется, закрытие или временное закрытие любого отделения при постановке его на ремонт вызывает резкое раздражение у жителей, особенно в отдаленной сельской местности. Это очень быстро доходит до муниципальных и региональных властей, зачастую доходит до федеральной власти. И каждый раз начинается процедура разъяснений, объяснений. Но это нормальный, естественный путь сокращения этой обременительной сети, при сохранении сервиса, конечно. Мы нигде не закрываем объект, не предоставляя чего-то взамен. То есть услуга, прописанная в законодательстве, обязательно для населения остается.

Во многих местах почтовое отделение играет роль некоего клуба, места встреч. Это касается в основном сельской местности, тех населенных пунктов, где в основном остались одни пенсионеры. Получают они пенсию на 100% через «Почту России». И, конечно, когда изымается привычный для них объект, они начинают волноваться. Но при этом вопрос скорее в проведении разъяснительной работы с региональными властями и с населением: о том, что услуга не уходит. К вам будет приезжать автомобиль, к вам будет другим образом, но в урочное время доставляться пенсия, подписка, продукция, письма, бандероли – все, что вы заказали.

Можно еще много говорить о том, что будет лет через 20, но эти тенденции – стагнация и стабилизация объемов письменной корреспонденции, бурный рост посылок, особенно имеющих отношение к дистанционной торговле, стагнация в объемах подписки, уход от наличных расчетов – реальность.

Вкратце охарактеризую результаты работы предприятия. Четвертый год подряд предприятие заканчивает с ростом выручки и с ростом чистой прибыли, четыре года предприятие себя обеспечивает. Наши выплаты в бюджеты всех уровней вчетверо превышают средства, которые к нам приходят из бюджета и из фонда универсального обслуживания. Так, по предварительным данным 2012 г., порядка 20 млрд руб. мы перечислили в бюджеты всех уровней и чуть более 5 млрд руб. получили в виде различных субсидий и дотаций.

Если говорить об итогах за 2012 г., то, по предварительным данным, выручка составит около 130 млрд руб., и более 800 млн руб. – чистая прибыль предприятия.