Ориентиры: Детсад для клерка

Российские компании, похоже, всерьез задумались о том, чтобы предоставить сотрудникам возможность «жить и отдыхать» по месту основной работы.

После кризиса арендаторы стали более требовательными, что заставляет девелоперов заботиться о повышении уровня проектов, предлагать нечто большее, чем просто качественные офисы», – объясняет Анна Двуреченская, коммерческий директор KR Properties. Помимо бытовой инфраструктуры (вроде общепита, фитнес-залов и химчисток) внутри бизнес-центров в новых девелоперских проектах появился формат апартаментов. А сейчас застройщики задумались о детсадах.

«Пока что реализованных проектов детсадов в составе офисного или многофункционального центра в Москве не было, – заявляет Дарья Афанасьева, замдиректора отдела стратегического консалтинга Jones Lang LaSalle. – Но за советом, надо ли его сделать и как, к нам обращаются в последнее время все чаще». Консультанты честно признаются, что в России привыкли работать с другой коммерческой недвижимостью, но приводят в пример положительный международный опыт. В британском Chiswick Business Park центр дневного ухода за детьми (day care center) работает с момента открытия уже несколько лет – и весьма успешно. За рубежом бизнес-парки не прочь разместить на своей территории детский сад, говорит Афанасьева.

«Я уже несколько лет борюсь за эту идею [сделать детсад частью бизнес-центра] в Москве, пока желающих мне не встречалось», – восклицает Елена Малиновская, старший директор отдела офисной недвижимости Cushman & Wakefield. Девелоперы, по ее словам, отговариваются сложностью сделать правильное помещение для дошколят (слишком много санитарных норм и правил необходимо соблюсти) и его бездоходностью (как арендаторы детсады – не самые выгодные клиенты). «Вот и получается, что детсад в бизнес-центре – это не бизнес для инвестора, а бонус для других арендаторов комплекса», – резюмирует Малиновская.

«Почему большинство компаний стремится иметь офис в центре?» – задается вопросом Денис Соколов, партнер Cushman & Wakefield. И сам на него отвечает: «Не только потому, что это престижно, но и потому, что это дает лучший доступ к социальной инфраструктуре. Лучшие школы, поликлиники, театры и т. д. – в центре». Однако новая политика московских властей вытесняет бизнес на окраины. Офисы в центре Москвы строить запрещено. Децентрализация – вполне оформившаяся на столичном рынке тенденция. Поэтому, убежден аналитик, лучший выход для девелоперов – создание кластеров вдали от центра (а то и за МКАД) с развитой социальной инфраструктурой. «Если бизнес-парк предлагает услуги частного детского сада, то одно это может привлечь арендаторов, – объясняет Соколов. – «Обычные» детсады работают до 5–6 часов дня, что лишает одного из родителей возможности трудиться полный день».

В Nagatino i-Land (бизнес-парке на юге Москвы, площадь офисов в первой очереди – 165 000 кв. м) девелопер рассматривает возможность открыть детский сад. «С таким предложением на нас вышел один из резидентов бизнес-парка, он готов выделить под это место на своей территории», – рассказывает Сергей Канаев, коммерческий директор Nagatino i-Land. «Точно будет детсад» и в составе многофункционального комплекса «Водный» (площадь офисной части – почти 62 000 кв. м), обещает директор по маркетингу MR Group Евгения Старкова. Компания сейчас ищет для него оператора. Площадь под детсад уже определена – 2500 кв. м (более 2% от общей площади второй очереди проекта).

«CBRE сейчас занята проработкой вариантов коммерческих детсадов для двух наших клиентов, – рассказывает Полина Жилкина, директор направления стратегического консалтинга компании. – Один офисный проект с детсадом планируется сделать на окраине Москвы, другой – за МКАД».

Проблема в том, что коммерческого рынка дошкольного воспитания в столице не существует: сетевых операторов по пальцам можно пересчитать, их услуги дорого стоят, договариваться с «обычными» можно только о тренингах либо о частичном управлении, говорит Полина Жилкина.