Ритейл по-индийски

Walmart не смогла стать крупнейшим ритейлером в Индии. Ее планам мешают индийская бюрократия и антикоррупционные расследования

Три года назад крупнейший мировой ритейлер Walmart объявлял о намерении стать лидером на розничном рынке Индии к 2015 г. Пока что ритейлер сильно отстает от графика: с 2009 г. компания открыла здесь только 20 оптовых магазинов. Законодательство страны до апреля 2012 г. запрещало компаниям с иностранным участием открывать розничные точки. Поэтому первые гипермаркеты Walmart в стране появились полгода назад, а супермаркеты компания планирует открывать в Индии с 2014 г.

За прошлый год у Walmart появилось пять оптовых складов вместо запланированных 22. В этом году ритейлер собирается открыть еще восемь магазинов, говорит источник, знакомый с планами. «Временные задержки при открытии магазинов связаны со сложной процедурой получения лицензий», – заявил представитель Walmart в Индии.

Открыть магазин в Индии непросто даже местной компании: для этого требуются десятки разрешений и лицензий от различных ведомств на разных уровнях власти. Один из проектов Walmart сейчас заморожен: индийский девелопер, обещавший построить для ритейлера здание, начал работу без необходимых разрешений, и контролирующие органы остановили стройку.

В октябре Walmart вместе со своим индийским партнером Bharti Enterprises начала открывать в стране розничные магазины, но из-за особенностей лицензирования была вынуждена снять с полок важную часть ассортимента. В Индии требуются отдельные разрешения для продажи разных видов продукции. Совместное предприятие не смогло получить лицензии на продажу риса, чечевицы, фруктов и овощей.

Предприниматели в различных отраслях промышленности говорят, что обычно дают взятки индийским чиновникам, чтобы проекты «продвигались».

В ноябре Walmart начала внутреннее расследование: сотрудников из индийского, китайского, мексиканского и других иностранных подразделений ритейлера подозревали в нарушении американского антикоррупционного законодательства. Участие сотрудников в этом расследовании замедлило расширение бизнеса, рассказывает источник в компании.

Сейчас у Walmart более 10 000 магазинов в 27 странах мира. В прошлом году ее продажи выросли на 5% до $466 млрд, при этом выручка международного дивизиона увеличилась на 7,4% до $135 млрд.