«Благосостояние» под обстрелом


В конце марта от имени жительницы Читы Светланы Филатовой был подан иск в Центральный районный суд Читы. Филатова добивалась в суде запрета НПФ «Благосостояние» и его управляющей компании «Тринфико» направлять средства пенсионных резервов на приобретение акций «Абсолют банка». 22 марта суд удовлетворил ходатайство об обеспечительных мерах. Но Филатова передумала – вчера суд объявил о прекращении производства и отмене обеспечительных мер «в связи с отказом истицы от требований».

Руководство пенсионного фонда РЖД «Благосостояние», который выиграл тендер на покупку «Абсолют банка», заявило о попытках вынудить продавца – бельгийскую КВС к сделке с другим покупателем. В суды Сибири поступило уже второе заявление от имени клиентов фонда с требованием запретить использование средств пенсионных резервов фонда на покупку акций «Абсолют банка».

«Представители фонда и управляющей компании встречались с этим клиентом, разъясняли экономическую целесообразность сделки с «Абсолют банком», после чего она приняла решение отозвать иск», – рассказывает исполнительный директор «Благосостояния» Юрий Новожилов.

Но практически сразу появился новый недовольный клиент. 16 апреля в Октябрьский районный суд Иркутска от другого клиента «Благосостояния», Олега Чернышева, поступил иск с аналогичным требованием. Ссылаясь на то, что КВС выставила акции «Абсолюта» на продажу «по цене в 2,5 раза меньше стоимости их покупки четыре года назад», истец указал, что этот актив является «заведомо убыточным и рискованным», и попросил суд запретить использовать резервы фонда в сделках с акциями «Абсолюта». Суд его ходатайство удовлетворил, назначив судебное разбирательство на 27 мая.

Структуры «Благосостояния» выиграли тендер на покупку «Абсолюта» у КВС в конце 2012 г. Цена за банк составила 300 млн евро (или 0,6 капитала банка). Сами бельгийцы в 2007 г. покупали «Абсолют» за 3,8 капитала. Единственным соперником «Благосостояния» в борьбе за «Абсолют» был новосибирский предприниматель Игорь Ким.

На покупку «Абсолюта» используются пенсионные резервы «Благосостояния» – в основном это отчисления РЖД и его сотрудников на будущие корпоративные пенсии.

«Мы расцениваем это как попытку принудить продавца – группу KBC к заключению сделки с другим покупателем через затягивание сроков реализации нашей сделки», – заявляет Новожилов. Он не стал уточнять, кого именно подозревает «Благосостояние». Представитель Кима от комментариев отказался.

«Мы находимся в постоянном контакте с КВС, даем им разъяснения об особенностях нашей правовой системы», – говорит Новожилов.

Пробелы в пенсионном законодательстве делают НПФ мишенью для подобных атак, «Благосостояние» будет в суде доказывать законность использования средств пенсионных резервов в этой сделке, говорит он.

Таких случаев раньше никогда не было – это очень опасный прецедент для всего рынка, он открывает возможности для шантажа такими клиентами-«миноритариями» и ущемления прав других клиентов и участников, говорит президент НПФ «Лукойл-гарант» Сергей Эрлик. С подобными попытками надо «бороться в самом начале, и бороться на законодательном уровне», убежден он.

«Эти иски создают опасный прецедент – любое лицо может, преследуя свои корыстные цели, стать клиентом фонда, переведя в него свои накопления, и начать фактически рейдерские атаки, добиваясь в судах запрета на распоряжение фондом своим имуществом», – говорит Новожилов.