Моторы из Елабуги

Ford Sollers инвестирует $274 млн в строительство завода по производству двигателей в Елабуге. Он станет четвертым проектом компании в России и третьим – в Татарстане

Вчера на территории особой экономической зоны (ОЭЗ) «Алабуга», где у Ford Sollers уже есть производство, компания объявила о начале строительства завода двигателей. Предприятие разместят в ОЭЗ на площади 46 200 кв. м; дата запуска – ноябрь 2015 г., сообщает пресс-служба «Ford Sollers – Алабуга».

Ford Sollers – единственный на российском рынке производитель и импортер продукции Ford. В России у компании три производственные площадки, две из них – в Татарстане (в Набережных Челнах и Елабуге), еще одна – в Ленинградской области, во Всеволожске.

На российском рынке производится семь моделей Ford, из них пять выпускает завод в Елабуге: Transit, S-Max, Galaxy и Kuga; месяц назад компания запустила в Елабуге производство Ford Explorer по технологии полного цикла. В 2014 г. в Татарстане начнется производство нового компактного кроссовера Ford EcoSport (см. статью на стр. 12). Набережночелнинское производство Ford Sollers до 2014 г. находится на модернизации, рассказала пресс-секретарь Индира Салимгараева.

Строящийся завод будет выпускать бензиновые двигатели Duratec объемом 1,6 л и мощностью 85, 105 и 125 л. с., говорит президент Ford Sollers Тед Каннис; выбор объясняется популярностью версии этого двигателя: моторами Duratec в России укомплектовано свыше 80% моделей Focus, объяснил топ-менеджер. К моменту запуска предприятие планирует производить 105 000 двигателей в год с последующим увеличением мощностей до 200 000, говорит Салимгараева. Это, уверены в компании, позволит оснащать двигателями 30% выпускаемых в России машин Ford. Сейчас двигатели для них импортируются из Великобритании и Бразилии.

В запуск нового завода двигателей вложено $274 млн, рассказал Каннис. Для сравнения он привел другую цифру: в 2012 г. в свои действующие производства Ford Sollers инвестировала $100 млн.

Прогноза рентабельности и сроков окупаемости топ-менеджер не дает. «Если говорить о финансовых показателях, мы очень удовлетворены результатами нашей работы в прошлые годы», – объяснил «Ведомостям» Каннис. В краткосрочной перспективе российский рынок автомобилестроения может колебаться, но компания уверена в его стратегической перспективности и поэтому открывает здесь серьезные инвестиционные проекты, отметил Каннис.

Срок окупаемости проекта может составить 7–8 лет, а общий денежный поток предприятия от операционной деятельности – $200 млн, считает аналитик AForex Нарек Авакян. Он и аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк оценивают рентабельность в 12%. Исходя из мощности 120 000–150 000 двигателей в год выручка составит 6–7,5 млрд руб., а окупаемость – 4–5 лет, рассуждает Шенк. В 2012 г. продажи легковых автомобилей в России выросли на 20% в денежном и на 13% в количественном выражении, напоминает он. Падение продаж в Европе стимулирует производителей искать новые рынки сбыта, расширяя производство в России, говорит Шенк. Производство двигателей в России снизит затраты на транспортировку, что позволит Ford Sollers увеличить объемы производства комплектующих для новых автомобилей. За счет комплектующих рынок вырос на 4%, говорит эксперт.

Инвестиции в автомобилестроение в России очень перспективны сейчас, когда рынок еще имеет потенциал для высоких темпов роста, соглашается Авакян.