33 млрд руб. для «Южного»

Администрация Петербурга готова вложить 33 млрд руб. бюджетных средств в социальную инфраструктуру и дороги города-спутника «Южный», который строит компания Захара Смушкина
За строительство 23 км улиц «Южного» заплатит бюджет Петербурга/ ЗАО УК «СТАРТ Девелопмент»

Проект «Старт девелопмента», акционером и председателем совета директоров которого является совладелец группы «Илим» Захар Смушкин, предполагает строительство в Пушкинском районе города-спутника «Южный» на 134 000 человек (около 5 млн кв. м жилья) с индустриальным парком (1,5 млн кв. м). Его общая стоимость – 176 млрд руб.

Администрация Петербурга построит магистральные улицы общегородского и районного значения, а также объекты социальной инфраструктуры, общий объем затрат, по оценкам инвестора, составит 33 млрд руб., них 27 млрд руб. – на строительство социальной инфраструктуры, остальное – на дороги. Эти данные содержатся в ответе губернатора Георгия Полтавченко на запрос депутата Госдумы Оксаны Дмитриевой (опубликован на сайте Дмитриевой). Это огромные деньги, при этом инвестор построит только улицы и дороги местного значения – фактически подъездные пути и придворовые территории, он вкладывает средства только в то, что потом планирует продавать, и никаких обязательств по предоставлению социального жилья или обременения по строительству социальной инфраструктуры не несет, возмущается Дмитриева.

Бюджету придется построить 16 школ на 825 мест каждая, 37 детских садов на 110–160 мест каждый, девять учреждений здравоохранения, два пожарных депо, а также дополнительную транспортную развязку, путепровод через железнодорожные пути, 23 км улиц, следует из ответа Полтавченко.

«Старт девелопмент» строит на частной земле. В конце прошлого года власти Петербурга заявили, что бюджет не будет вкладывать деньги в строительство школ и детских садов только потому, что собственник земли решил застраивать ее жильем; а если компании хотят строить – пусть создают и социальную инфраструктуру, а потом передают ее для эксплуатации городу. Обязательство по таким проектам администрация готова исполнять, только если компания выиграла землю на городских торгах, иначе бюджет не справится, говорили чиновники.

«Южный» – один из четырех приоритетных инвестпроектов в СЗФО в соответствии с перечнем, утвержденным в феврале 2012 г. председателем правительства РФ Владимиром Путиным, объясняет Полтавченко в своем ответе депутату. Дмитриева называет проект «очередной аферой, которая обойдется городу раза в два дороже, чем «Зенит-арена». Проект поможет городу решить проблемы перезагруженности транспортной инфраструктуры, перенаселения, недостаточного уровня жилой среды, заявила представитель «Старт девелопмента». Компания не получит средств из бюджета, заказчиком объектов выступит городская администрация, реализация проекта рассчитана на 19 лет, поэтому средства будут выделяться постепенно, добавляет она. Расценки на строительство типовых социальных объектов зафиксированы государством, детский сад стоит от 170 млн до 190 млн руб., школа – 700 млн руб., поликлиника – около 400 млн руб. и сравнение со стадионом «Зенит» или другим нестандартным сооружением некорректно, говорит представитель «Старт девелопмента».

На транспортную развязку, путепровод и 23,3 км магистральных улиц 6 млрд руб. будет явно недостаточно, считает сотрудник дорожно-строительной компании. Примеров строительства дорог частными инвесторами, по его словам, немного. Поскольку дороги такого уровня эксплуатирует город, строить их также необходимо за счет бюджета, считает он.

Ранее чиновники говорили, что могут взять на себя обязательства по строительству инфраструктуры для значимых проектов, по всей видимости, «Южный» попал в этот список, говорит директор по развитию NCC Александр Свинолобов. Если Смольный вкладывает такие огромные средства, то власти должны понимать, за счет чего можно вернуть инвестиции, – к примеру, создание рабочих мест, поступление налогов от развития бизнеса внутри проекта, рассуждает он. В этой части Петербурга строительство ведут несколько компаний, вкладывая свои средства в инфраструктуру, говорит менеджер одного из застройщиков.