Ядерный завет Барака Обамы

США предлагают России сократить ядерные вооружения на треть, но та не спешит соглашаться, выставляя встречные условия
M.Japarizde/ AP

«Мы хотим сократить наш ядерный потенциал на треть. Я намерен инициировать переговоры с Россией», – заявил вчера президент США Барак Обама в Берлине. Новый предел, как следует из слов Обамы, должен отсчитываться от установленного договором о сокращении наступательных вооружений лимита в 1550 ядерных боезарядов. Договор был заключен между Вашингтоном и Москвой в 2010 г. Обама выступил и за сокращение тактического ядерного оружия.

Заявленная президентом США инициатива – один из долгосрочных приоритетов его второго срока, рассказали WSJ источники в администрации Обамы. По их словам, он сообщил о своей инициативе президенту Владимиру Путину на саммите «восьмерки» в начале недели. Представители Обамы надеются, что в ближайшие недели или месяцы может начаться ее более предметное обсуждение. В администрации не хотят создания нового договора из-за неизбежных баталий, поэтому Обама готов действовать в духе президента Джорджа Буша, который договорился с СССР о сокращениях без подписания договора. Обама хотел бы сделать ядерное сокращение наследием своего президентства, добавляют источники The New York Times в администрации.

Россия встретила предложение Обамы прохладно. По словам помощника президента Юрия Ушакова, на «восьмерке» Обаме «сделали ремарки в том плане, что к процессу сокращений ядерных потенциалов нужно подключать и другие страны, которые располагают ядерным оружием» (цитата по «Интерфаксу»). Замминистра иностранных дел Сергей Рябков заявил, что, прежде чем начать обсуждение, надо реализовать договор 2010 г. и решить проблему по ПРО.

Россия проявляет скептицизм потому, что дальнейшие сокращения никак не улучшат ситуацию с ее безопасностью, но могут потребовать сворачивания ряда программ по перевооружению стратегических ядерных сил, считает директор проекта «Ядерные вооружения России» Павел Подвиг. Официально Россия говорит о том, что сокращения возможны после того, как к процессу присоединятся Франция, Великобритания и Китай, однако те не сделают этого при сокращении числа развернутых боезарядов до 1000, поскольку это все равно значительно больше, чем имеется у них, считает эксперт.