От редакции: Гонка кибервооружений

В очередной публикации, основанной на материалах, переданных журналистам Эдвардом Сноуденом, говорится о том, что системы Агентства национальной безопасности позволяют мониторить коммуникации, в частности, и в России. Статья, впрочем, посвящена прежде всего Бразилии и опубликована в бразильской газете.

Откровений о характере деятельности американских и прочих спецслужб в этих публикациях не так много, в этом согласны специалисты. Но публикации Сноудена тем не менее важны и могут иметь долгосрочные последствия – политические.

Самые поверхностные последствия уже очевидны. Несколько месяцев назад по США прокатилась волна недовольства регулярными атаками китайских хакеров. Американцы, готовя июньский саммит Барака Обамы и Си Цзиньпина, решили сделать тему кибербезопасности главной. Но за два дня до саммита появилась первая публикация материалов Сноудена, а накануне – еще одна. Речь шла о том, что спецслужбы США имеют доступ к «метаданным» телефонной компании Verizon (продолжительность, адресация и частота звонков) и обладают секретной системой мониторинга интернета. Знание невеликое, но общественный резонанс, созданный этими первыми неожиданными публикациями в мире, подорвал позиции США в вопросах кибербезопасности, отмечает Василий Кашин, эксперт Центра анализа стратегий и технологий и колумнист «Ведомостей». Теперь любые попытки США представить себя жертвой компьютерной слежки будут выглядеть несерьезно. Мы не можем доказать, что выход в свет разоблачений Сноудена и саммит Обамы и Си связаны, но очевидно, что китайская сторона оказалась в большом выигрыше, а американская пострадала. Но это только начало новой международной гонки вооружений.

У партнеров США и тем более у их противников есть теперь все моральные основания требовать от американцев разъяснений по поводу глубины проникновения американских технологий в коммуникационное пространство других стран. Еще важнее то, что все крупные державы, давно занятые разработкой или уже применяющие системы мониторинга, подобные американским, будут их развивать и использовать еще активнее. Громкая публичность истории с прослушиванием выдала правительствам всего мира индульгенцию на то, чтобы активизировать собственные программы такого же назначения.

Разоблачения дают множеству правительств поводы, указывая на американцев пальцем, пытаться воздействовать на провайдеров интернета и создателей социальных сетей. Российские политики неизбежно усилят антиамериканскую риторику, связанную с персональными данными граждан и, конечно, с охраной любых данных государственных организаций. Секретные программы по созданию кибероружия как в России, так и по всему миру получат дополнительное финансирование.