Льготы для чужих грузов

Депутаты предлагают оформлять и перевозить транзитные грузы в ускоренном порядке и освободить их от пошлин

Проект закона о перевозках транзитных грузов, вводящий для них преференции, внесен в Госдуму председателем комитета по транспорту Евгением Москвичевым и его первым заместителем Виталием Ефимовым. Они предлагают обязать перевозчиков удовлетворять заявки отправителей таких грузов в первую очередь, освободить их от уплаты таможенной пошлины и досмотра.

На границе поезда с транзитными грузами должны досматриваться согласно проекту всего один час, а автомобили – 20 минут. За несоблюдение очередности или сроков досмотра перевозчиков и чиновников ждет штраф (см. врез). Авторы проекта в пояснительной записке надеются, что такой механизм привлечет в страну дополнительно около 1 млн контейнеров, доходы от их перевозки составят порядка 60–70 млрд руб.

Свой проект закона о транзите готовил и Минтранс. Документ в начале года был направлен в аппарат правительства, сокращен и передан в профильный комитет Госдумы, а тот решил подготовить свой проект, рассказывает сотрудник аппарата Госдумы. Минтранс не предлагает ни предельных сроков транзита, ни наказания за их срыв, говорит помощник Ефимова Владимир Чупков.

Против административной ответственности за простой и Федеральная таможенная служба (ФТС), знает сотрудник комитета Госдумы по транспорту. Как можно устанавливать конкретное время осмотра, когда инфраструктура и грузы очень разные, удивляется представитель ФТС: «На один пункт пропуска едут все, на другой ехать не хотят, потому что там дороги разбитые». В простое не всегда виноваты таможенные службы, продолжает он: иногда грузы лежат в портах до семи дней уже после таможенного оформления.

В аппарат правительства законопроект не поступал, сообщил представитель вице-премьера Аркадия Дворковича. Представитель Минтранса не комментирует документ до его «официального представления».

Между Юго-Восточной Азией и Европой курсируют грузы на $70 млрд, транспортная составляющая – 10%, или $7 млрд, оценивает доходы перевозчиков вице-президент Ассоциации российских экспедиторов Сергей Желаннов. Но везутся они почти всегда минуя Россию, отметил он: иностранные грузовладельцы не понимают, сколько займет транзит через Россию. Доставка грузов из Юго-Восточной Азии в Европу через Россию составляет 2–3 недели, а должна занимать 10 дней, говорит советник по вопросам таможенного права DLA Piper Марина Лякишева. Объем транзитных перевозок грузов по сети РЖД составил в 2011 г. 30,2 млн т (2,2% в общем объеме), в 2012 г. – 33,3 млн (2,3%), сообщил представитель компании.

«Ответственным быть не хочется никому, но положение нужно менять», – признает президент Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Александр Зайцев. Ответственность должна быть, согласен начальник отдела внешнеторговых и транзитных перевозок РЖД Алексей Кузнецов.

Ответственность перевозчика за простой не переориентирует транзитные потоки на Россию, считает директор Института экономики транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин. Иностранные компании не устраивают инфраструктурные, институциональные и технологические ограничения, отмечает он: «О транзите не может быть речи до тех пор, пока мы сами доставляем импорт морем».