Банковский комендант Дагестана

Эльвира Набиуллина назначила нового главу нацбанка Дагестана – «военного банкира» из системы ЦБ. В отрасли ждут борьбы с незаконной банковской деятельностью в республике
За банками Дагестана будет надзирать человек с военным опытом/ А. Магомедов/ РИА Новости

Председателем нацбанка Дагестана с 16 июля назначен Владимир Черний, сообщил вчера Центробанк. Черний – «военный банкир» из системы Центробанка, он возглавлял одно из полевых учреждений Банка России, рассказал человек, близкий к ЦБ: «Опасность работы в Дагестане сыграла свою роль при выборе кандидатуры».

Полевые учреждения ЦБ являются воинскими учреждениями. Они руководствуются в своей деятельности уставами и положением о полевых учреждениях Банка России, утверждаемым совместным решением ЦБ и Минобороны. Полевые учреждения делают расчеты Минобороны независимыми от системы коммерческих банков, в том числе охраняя государственную тайну.

«В Дагестане ЦБ закрывал банки, которые занимались незаконными операциями, и логично сменить руководителя главного управления, который присматривает за этими делами. Для нового руководителя, можно предположить, есть некий риск – нравы в этой республике жесткие», – говорит председатель совета директоров «МДМ банка» Олег Вьюгин (в 2002–2004 гг. – первый зампред ЦБ).

Черний сменит на этом посту Сиражутдина Ильясова, который возглавлял республиканское управление Центробанка еще с 1992 г. При Ильясове разгорелся громкий скандал с многомиллиардными фальсификациями в дагестанских банках. В конце мая бессменный председатель нацбанка покинул пост «по собственному желанию» в связи с выходом на пенсию. Его отставка практически совпала по времени с арестом мэра Махачкалы Саида Амирова. «Назначение в дагестанское управление ЦБ варяга, да еще и человека из военной системы, говорит о том, что новое руководство ЦБ начало серьезную борьбу с незаконными банковскими операциями, процветающими в республике», – считает топ-менеджер крупного федерального банка.

С ноября 2012 г. ЦБ отозвал шесть лицензий банков, зарегистрированных в Дагестане (см. врез).

Чаще всего регулятор называл причинами отзыва банковских лицензий в Дагестане недостоверную отчетность, скрывающую потерю капитала и проведение сомнительных операций, связанных с выводом денежных средств за рубеж.

«Выражение «дагестанские банки» на рынке ассоциируется с обналичкой – это основная «услуга», которую они оказывают», – говорит руководитель банка из топ-50. На апрель в республике зарегистрировано 25 банков, большая их часть – очень мелкие, в восьмой и девятой сотне по размеру активов и собственного капитала.

Специфика работы в Дагестане – повышенная криминогенность, говорит сотрудник временной администрации одного из дагестанских банков: «Перед тем как объявить об отзыве лицензии банка [из Дагестана], принимаются особые меры для обеспечения безопасности сотрудников ЦБ и временной администрации, для охраны привлекаются силовики». Вчера человек, близкий к ЦБ, заверил, что с новым руководителем нацбанк Дагестана «планирует работать в штатном режиме: если будет находить нарушения – будет их устранять». Связаться с Чернием не удалось.