Персона: «Мы никогда не пойдем плакаться правительству в жилетку», - Гаутам Адани, основатель Adani Group

Жизнь Гаутама Адани - одна из самых ярких историй успеха в современной Индии. Он сумел стать миллиардером в стране, жестко разделенной на династии. Не боясь крупных заимствований и активной экспансии, он превратил небольшой сырьевой бизнес в империю, которую он оценивает в $20 млрд
Amit Dave/ Reuters

Стоимость бизнеса Гаутама Адани за 16 лет выросла в 10 раз. Подобного рывка не сделал ни один индийский предприниматель в первом поколении. Но, несмотря на свои успехи, Адани мало известен за пределами своей родины. Да и в самой Индии его имя не на слуху у широкой общественности. Когда слышишь рассказ о его жизни, возникает образ бесстрашного, готового на риск, азартного игрока. На самом деле Адани тихий, замкнутый человек. «Вы либо экстраверт, либо интроверт. Вот я по этой классификации типичный интроверт, - рассказывает он тихим голосом. - Я не так называемый «социальный человек», который тусит на вечеринках».

миллиардер-самоучка

В привычных стенах штаб-квартиры компании в Ахмадабаде - столице штата Гуджарат на западе Индии - 50-летний магнат выглядит спокойным и расслабленным. У него округлое лицо и густые черные усы, слегка подрагивающие во время разговора.

В марте этого года Forbes оценил состояние Гаутама Адани в $3,1 млрд. Он на 437-м месте в списке миллиардеров мира (в прошлом году был на 189-м) и на 19-м в Индии. Высшего образования у миллиардера, родившегося в городке Ратанпол в индийском штате Гуджарат, нет. Не закончил он и школу: «Школу я бросил. В 16 лет отправился в Мумбаи, чтобы попытать счастья в бизнесе».

Он устроился сортировщиком алмазов, а заодно занялся брокерским делом. Скопив денег, через три года Адани вернулся домой и возглавил небольшую фабрику по производству поливинилхлорида (ПВХ, сырье для производства пластмасс), которой владел его брат.

В 1983 г. Адани отправляется в Южную Корею, где подписывает выгодный контракт на поставку сырья, выпускаемого фабрикой.

Уже в 1988 г. Адани решает работать только на себя, учреждает компанию Adani Enterprises и начинает через нее операции по импорту-экспорту сырья. Вскоре Адани принимается активно расширять бизнес, скупая, в том числе за рубежом, рудники, порты и железные дороги. С самого начала он следует правилу: наладить один бизнес и, как только он начнет приносить небольшую прибыль, влезть по уши в долги и на эти средства ринуться в новый бизнес.

На данный момент компания Адани набрала $14,3 млрд кредитов. Адани не собирается отказываться от любимой модели агрессивных заимствований под залог одного проекта для финансирования следующих. «За пять лет наши активы выросли с $3 млрд до $20 млрд. Никак иначе этого не добиться», - уверен бизнесмен.

корабли адани

Адани не боится влезать в долги. Похоже, еще в детстве он усвоил, что все относительно. «Маленьким мальчиком я [часто бегал в местный порт и] глазел на корабль, который на самом деле был весьма невелик, но мне он казался огромным-огромным!», - улыбаясь, рассказывает Адани.

В 1995 г. он получает право развивать порт Мундры и созданную при нем особую экономическую зону. В 2006 г. предприниматель выходит за пределы Индии - начинает добычу полезных ископаемых в Индонезии. В 2010 г. покупает угольное месторождение в Австралии. К тому времени он уже достаточно богат и кредитоспособен и может позволить себе выложить за этот актив $2,72 млрд. В 2011 г. он покупает в той же Австралии угольный терминал Abbot Point. В следующем году вводит в строй последнюю очередь электростанции Мундры - крупнейшей частной угольной электростанции в мире.

Приход в электроэнергетику положил конец беспорядочным метаниям Адани от одного бизнеса к другому. «Мы осознали, что это огромный, поистине гигантский рынок», - говорит он.

Электроэнергетика, главным игроком в которой было государство, оказалась не готова к быстрому росту экономики, отмечает The New York Times, так что потребность в новых электростанциях сохранится еще долго. Дефицит мощностей заставляет чиновников и предпринимателей идти на сомнительные решения. Так, в 2008 г. правительство дало Адани разрешение на строительство в штате Махараштра электростанции и угольного рудника рядом с ней. Правда, рудник оказался в нетронутом лесу рядом с заповедником, где живут находящиеся под угрозой исчезновения тигры. Демонстрации протеста заставили чиновников все-таки передумать и отозвать лицензию.

система адани

Первую электростанцию Адани открыл только в 2009 г., но, как водится, набрал множество кредитов и стал развивать бизнес так, что теперь соперничает с Tata за звание крупнейшего частного производителя электроэнергии в Индии. «Мы всегда стремимся к тому, чтобы стать первыми», - говорит он.

Адани заработал репутацию человека, которому по плечу поднять любой проект. Это позволяет ему легко обзаводиться влиятельными партнерами по бизнесу. Например, сотрудничать с другим предпринимателем из Гуджарата, Дхирубхай Амбани, одним из основателей компании Reliance Industries. У этой парочки, судя по рассказам их знакомых, есть одна общая черта: оба умеют использовать в интересах бизнеса свои политические связи. Например, Адани приписывают связь с главным министром штата Гуджарат Нарендрой Дамодардасом Моди. Это один из видных деятелей «Бхаратия джаната парти» (БДП), которого прочат в следующие премьер-министры Индии.

Индию часто сравнивают с США времен Позолоченного века, иронизирует The New York Times. Тут царят такие же склонные к коррупции чиновники и «бароны-разбойники».

Сам Адани отрицает подобные слухи: «Моди никому персонально не помогает, могу вас уверить. Моди способствует развитию всей промышленности, проводя соответствующую политику». Сам Адани объясняет свои успехи опытом в торговле: «Я умею очень быстро просчитывать риски. У меня своя аналитическая система. У нее очень простой язык, без всяких жаргонизмов. Мне никогда не нравилось, когда кто-то начинает рассуждать о рисках слишком заумно».

опора на родню

Может, в бизнесе Адани и может виртуозно вычислять потенциальную опасность, но в жизни это умение его иногда подводило. Например, в 1997 г. его угораздило стать жертвой похищения ради выкупа. Сам он быстро закрывает неудобную тему, заметив: «Ну да, в моей жизни было два-три очень неприятных эпизода, это один из них».

А другая неприятность случилась 26 ноября 2008 г., когда террористы атаковали Мумбаи. Под ударом оказался и отель, где Адани как раз обедал. «Я смог выбраться из здания, только когда подоспели коммандос. Но мой мобильный работал, так что я пытался поддерживать связь с друзьями», - лаконично говорит он о ночи, когда вооруженные бандиты бродили по домам, убивая попавшихся им на глаза, поджигали здания и вели ожесточенную перестрелку с правительственными войсками. Прийти в себя после того потрясения ему помогли родственники. Адани - четвертый из пятерых братьев в семье. Он говорит, что родственные связи - единственная вещь, которая для него дороже бизнеса. Многие его родственники работают в Adani Group (см. врез). Общению с родней он посвящает и все свободное время. «Моя матушка отошла в мир иной всего три года назад. До этого у меня ни одни выходные не проходили без нее», - говорит Адани.

неугомонный оптимист

Успех Адани во многом отражает быстрый экономический рост Индии в последнее десятилетие. В этом году экономика страны замедляется, что не может не отразиться на бизнесе Адани. Проходит и оптимизм инвесторов по поводу БРИК. Они наконец-то задались вопросом, не чрезмерны ли амбиции Адани, набравшего столько кредитов. Теперь они пытаются заставить Адани умерить пыл хотя бы до тех пор, пока он не приведет свое финансовое положение в менее пугающий вид.

«Бесспорно, в последний год стало труднее», - признает Адани, сетуя на экономическую ситуацию, а заодно и на местную бюрократию, из-за которой пробуксовывает несколько его проектов. Но он тщательно избегает выказывать недовольство политической системой. «Философия нашей группы - мы никогда не пойдем плакаться правительству в жилетку, - гордится он. - Мы не будем вопить: мол, вы обещали сделать то-то и то-то и не сдержали слова. Как бы ни обстояли дела с коррупцией и прочими вещами, по большому счету чиновники сами хотят добиться развития».

Адани верит, что экономика Индии замедлилась ненадолго. Он собирается поднажать и к 2020 г. вдвое увеличить бизнес Adani Group, сделав тем самым свой вклад в развитие Индии: «Мне нравится, когда мой бизнес имеет отношение к приоритетным для страны сферам. Я ведь не просто делаю деньги». И он готов влезть в еще большие долги, чтобы финансировать экспансию. «Ты либо сидишь на груде наличных, либо продолжаешь расти», - подводит итог Адани.

«Ты либо сидишь на груде наличных, либо продолжаешь расти»

«Я умею очень быстро просчитывать риски. У меня своя аналитическая система. У нее очень простой язык. Мне никогда не нравилось, когда кто-то начинает рассуждать о рисках слишком заумно»