Чешский самолет из Ульяновска

Производство чешских региональных самолетов L-410 может быть организовано в Ульяновске. Полпред президента в Поволжье Михаил Бабич предложил такую идею Минпромторгу

Минпромторг и администрация полпреда президента в Приволжском федеральном округе (ПФО) создадут рабочую группу, которая изучит вопрос локализации производства чешских региональных самолетов L-410, рассказал «Ведомостям» замминистра промышленности и торговли Юрий Слюсарь. Идея производства L-410 в округе принадлежит полпреду президента Михаилу Бабичу, письма об этом он направил Андрею Козицыну, гендиректору УГМК (владеет производителем L-410 - авиазаводом LET), и в Минпромторг, говорит источник в УГМК. Представитель УГМК от комментариев отказался. Источник, близкий к Минпромторгу, отметил, что предложения касаются организации производства самолетов, в том числе в свободной экономической зоне в Ульяновске. «Такое письмо действительно есть», - подтвердил представитель полпреда в ПФО.

Самолету L-410 чуть менее полувека. Последняя модернизация была в 1990-х. Всего было произведено более 1100 машин, большинство эксплуатировалось в СССР и соцстранах. Пару лет назад УГМК с ЛИИ им. Громова пообещали разработать современную версию самолета - L-610 с новым двигателем и авионикой. Но проект так и не был представлен. Долю в чешском авиазаводе УГМК приобрела в 2008 г., инвестиции на конец 2012 г. были около 60 млн евро. Завод выпускает 16 самолетов в год. Во сколько обойдется локализация производства в России, собеседники не говорят.

L-410 - не первый региональный авиапроект, который хотят перенести в ульяновскую экономическую зону. Договоры о создании производства подписаны многими авиастроительными компаниями и производителями комплектующих, напоминает главный редактор Avia.ru Роман Гусаров. В 2014 г. в Ульяновске начнется строительство цехов и ангаров. Например, «Ростех» вместе с австрийской Diamond Aircraft Industries собирается выпускать здесь самолеты вместимостью 9-19 человек (инвестиции - $150-200 млн).

Организовать производство будет трудно, предупреждает источник на одном из авиазаводов. Налоговые льготы - еще не все: в зоне, где должны появиться цеха, нет ни коммуникаций, ни подъездных путей - и непонятно, за чей счет все это будет построено. По федеральной целевой программе развития гражданской авиации до 2015 г. на региональные самолеты предусмотрено 1,3 млрд руб., но вряд ли этого достаточно, считает он. «Логичнее говорить об отверточной сборке этих самолетов», - заключает гендиректор одного из российских авиазаводов.

Источник в одной из компаний - заказчиков L-410 в России считает, что локализация не приведет к удешевлению: стоимость самолета и так на 30% ниже, чем у конкурентов (около $4 млн). Но региональные авиакомпании не могут купить его даже по этой цене, жалуется представитель «Ильюшин финанс Ко» (ИФК). Чтобы перевозчики не летали в убыток, нужна господдержка как при покупке (возмещение процентных ставок по лизинговым платежам), так и при эксплуатации (субсидирование покупки авиабилетов).