Бизнес на «лайках»

Стартап Pluso научился собирать данные о «лайках», поставленных посетителями 50 000 сайтов рунета. Эту информацию он рассчитывает продавать рекламодателям
Simon Dawson/ Bloomberg

Стартап Pluso, заработавший осенью прошлого года, собрал одну из самых полных баз данных о том, какие сайты нравятся пользователям социальных сетей, рассказал «Ведомостям» основатель проекта Евгений Гордеев. Pluso размещает на сайтах кнопку, позволяющую отметить соответствующий сайт сразу в нескольких социальных сетях (или в любой из них) - поставить «лайк». А попутно сервис собирает информацию, какие сайты посещают пользователи кнопки. При заходе пользователя на тот или иной сайт в памяти его компьютера, планшета или смартфона остаются специальные файлы - cookies. По словам Гордеева, база данных Pluso содержит сведения о людях, генерирующих около 100 млн cookies в месяц; пользователи крупнейших сайтов рунета вроде «Яндекса» или Mail.ru ежемесячно генерируют 500-600 млн cookies, считает он.

До этого Гордеев сделал несколько собственных сайтов и сначала хотел установить на них специальные кнопки, чтобы размещать «лайки» на эти сайты в соцсетях - вроде «нравится» в Facebook или «класс» в «Одноклассниках». Но не нашел набора кнопок с нужным ему функционалом и решил изготовить «агрегатор лайков» сам: сайты могут ставить его, чтобы пользователям было проще их «лайкать». Гордеев говорит, что кнопки Pluso установило около 50 000 сайтов, в основном тематических, например о кино или автомобилях, - правда, ни один не входит в топ-20 рунета.

Гордеев говорит, что продает данные, какие страницы отмечают пользователи кнопки Pluso, интернет-компаниям, чтобы те направляли этим пользователям адресную рекламу товаров и услуг. Запуск Pluso обойдется менее чем в $1 млн, первую прибыль проект принесет приблизительно через восемь месяцев, рассчитывает он.

Pluso работает так же, как американская компания AddThis, первой начавшая собирать сведения о «лайках» и продавать их рекламодателям, говорит Олег Назаров-Бруни, гендиректор компании HubRus (один из покупателей данных у Pluso). Он считает, что без сведений о потребителях не могут работать системы, размещающие интернет-рекламу в режиме реального времени: с помощью таких систем среди рекламодателей проводятся аукционы на рекламу, адресованную каждому конкретному посетителю сайта, исходя из сведений о нем. Такие данные, напоминает Назаров-Бруни, продают крупнейшие сайты и интернет-компании России - например, «Афиша-Rambler-Sup».

Pluso точно выйдет в плюс, потому что расходы на поддержку проекта небольшие, уверен Николай Давыдов, инвестиционный директор венчурного фонда iTech Capital, инвестировавшего в несколько проектов интернет-рекламы. По его мнению, у Pluso хорошие шансы занять заметные позиции на рынке, так как этот проект стартовал в своей нише первым.

«Pluso не совсем интернет-сайт», - замечает основатель и гендиректор «В контакте» Павел Дуров. У «В контакте», по его словам, тоже была бы совсем другая статистика, если бы он учитывал еще и посещения виджета «Мне нравится» на сайтах партнеров. Pluso не интегрирован в самые популярные сайты рунета и это проблема, считает Дуров: во всем мире первая десятка сайтов постоянно отъедает посещаемость у всех остальных. Например, по данным Compete, в 2001 г. на долю 10 самых популярных сайтов США приходился 31% всех просмотров страниц, в 2006 г. - 40%, а в 2010 г. - уже 75%.

Сервис Pluso легко скопировать, уверен владелец другой российской интернет-компании. Клон не нанесет критического ущерба Pluso, считает интернет-предприниматель Игорь Мацанюк, инвестировавший в этот проект вместе с управляющим партнером Altair Capital Management Игорем Рябеньким.