Производство бережливости

Уже в 2014 г. в Екатеринбурге может появиться образцовая фабрика бережливого производства McKinsey
М.Стулов/ Ведомости

Соглашение о строительстве такой фабрики заключили вчера управляющий партнер московского офиса McKinsey Виталий Клинцов, президент «Объединенных машиностроительных заводов» (ОМЗ) Вадим Махов и ректор Уральского федерального университета (УрФУ) Виктор Кокшаров. Образцовыми фабриками в McKinsey называют центры обучения современным методам управления в реальных производственных условиях.

Первый такой центр появился семь лет назад в Дармштадте (Германия), сейчас их 11: в Амстердаме, Венеции, Мюнхене, Дармштадте и Лионе, в Атланте и Чикаго, в Пекине, Гургаоне (город - спутник Дели), Сингапуре и Тайпее. Методика обучения одна и та же, но у каждого центра есть специфика: мюнхенский специализируется на энергоэффективности, а центр в Атланте - на непрерывном производстве.

Большинство образцовых фабрик McKinsey занято производством относительно несложной продукции в относительно небольших объемах, но оборудование и производственные процессы подбираются так, чтобы можно было гибко и быстро их менять и перенастраивать. Типичный срок обучения - 1-7 рабочих дней, размер группы - 15-20 человек. В начале обучения участникам показывают, казалось бы, логично выстроенный производственный процесс. А затем под руководством инструкторов участники перестраивают его по принципам бережливого производства, значительно увеличивая эффективность и производительность труда, рассказал Сергей Архипов, заместитель гендиректора ОМЗ.

Уральский центр будет специализироваться на механической обработке, сборке и сервисных операциях (можно будет попробовать перестроить работу колл-центра или отделения банка), объяснил Сергей Асвадуров, партнер McKinsey, максимальная пропускная способность центра - 40 человек в сутки (до 8800 в год). Квота разделена на примерно одинаковые части: одну смогут использовать компании, входящие в ОМЗ, другую - консультанты, третью - университет. ОМЗ планирует обучить в центре весь руководящий состав, McKinsey будет привозить руководителей своих российских клиентов, а УрФУ - обучать студентов, преподавателей и сотрудников других компаний, рассказал Асвадуров.

Университет выделит участок земли с коммуникациями в непосредственной близости от кампуса, ОМЗ закупит и поставит необходимое оборудование, а McKinsey передаст центру методики обучения, предоставит команду консультантов для запуска проекта, а также поможет подобрать и подготовить преподавателей и инструкторов.

Инвестиции в проект оцениваются в $5 млн на пять лет, сообщил топ-менеджер, знакомый с ходом переговоров, после чего центр должен выйти на самоокупаемость.

Острая необходимость участвовать в подобного рода проектах у УрФУ возникла в 2009 г. с приобретением статуса федерального университета, рассказал Кокшаров: руководство вуза обязано ежегодно отчитываться, какие проекты в сотрудничестве с предприятиями реального сектора университет проводит, в создании каких промышленных кластеров принимает участие. Сотрудничество с McKinsey поможет продвижению УрФУ: в 2013 г. университет вошел в число 15 российских вузов, которым поставлена задача попасть в первую сотню университетов в признанных мировых образовательных рейтингах, напомнил Кокшаров.