IPO с помощью «лайка»


IТ-компания Globant, зарегистрированная в Люксембурге, но работающая в Буэнос-Айресе, подала заявку на проведение IPO, в ходе которого планирует разместить в пределах 1% акций с помощью сети Facebook.

Желающие смогут поучаствовать в IPO с помощью привычных для пользователей сети «лайков» на странице Globant. Продажа акций будет организована на основе технологии, разработанной Loyal3 Holdings из Сан-Франциско (имеет брокерскую лицензию). Инвесторы, у которых открыты счета в Loyal3, смогут приобрести акции на $100-2500. При этом основной пакет акций, как обычно, будут размещать инвестбанки - JPMorgan Chase и Citigroup, которые и определят стоимость акций. Loyal3 распределит выделенный ей пакет по установленной цене IPO среди своих пользователей и получит обычную комиссию андеррайтера.

Использование новой схемы покупки акций - очередная попытка привлечь частных инвесторов на рынок IPO. Они были и раньше. Так, Google использовала публичный аукцион при проведении IPO в 2004 г. Пивоваренная компания Boston Beer выделила для частных клиентов значительную долю акций в 1995 г. и предложила им более выгодную цену, чем крупным инвесторам. Vonage Holdings (голосовая связь в интернете) продала в 2006 г. акции частным инвесторам, используя собственную корпоративную программу. Однако это не привело к существенным изменениям механизма проведения IPO.

«У Loyal3 прекрасная платформа, которая позволяет изменить всю процедуру IPO», - полагает Ричард Трусделл из юридической фирмы Davis Polk & Wardwell. Но ни банки, ни эмитенты не стремятся к изменению сложившейся практики. «Новая схема, скорее, дает возможность стать ближе к клиенту. Увеличение прибылей и продажа акций уже вторичны», - считает профессор Флоридского университета Джей Риттер.

Некоторые эксперты считают, что большая вовлеченность частных инвесторов критически необходима для оживления рынка IPO. Более 80% акций обычно продается институциональным инвесторам. Остальное достается надежным клиентам брокерских домов, аффилированных с крупными инвестбанками. «Наша цель - сделать Loyal3 реальной платформой для частных инвесторов», - заявил в мае гендиректор Loyal3 Барри Шнайдер. Сейчас компания от комментариев отказывается, ссылаясь на правила «периода тишины» перед размещением акций.

В этом году в США ожидается более 200 IPO. Это самый высокий показатель с 2007 г., но ему еще далеко до рекордных отметок конца 1990-х гг. По данным компании Dealogic, с начала года банки получили $1,53 млрд комиссионных за организацию IPO на американском рынке.