Конкурс за самого длинного

«Автодор» получил заявку от претендентов на строительство части трассы Москва - Петербург. Традиционно успешного на конкурсах «Мостотреста» среди них нет

В консорциуме «Столичный тракт» за контракт намерены побороться Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), австралийский фонд Macquarie Russia & CIS Infrastructure Fund (MRIF), «Лидер» и Газпромбанк. Наибольшая доля у «Лидера» (компания Юрия Ковальчука. - «Ведомости») - это организатор консорциума, сообщил управляющий директор УК «Лидер» Сергей Кербер. Сотрудники РФПИ и MRIF говорили, что их доли - около 25%.

Не позднее 15 октября «Автодор» должен объявить, кто из подавших заявки будет допущен к конкурсу, до 17 февраля 2014 г. отобранным претендентам предстоит подать конкурсное предложение, победителя объявят к апрелю. Предложения будут сравнивать по цене: инвесторы должны снизить размер капитального гранта и платежей государства. На двух уже разыгранных на конкурсе участках М11 работает «Мостотрест» Аркадия и Игоря Ротенбергов, компания также занимается 400 км трассы М4 «Дон» (там работает ее «дочка» «Объединенные системы сбора платы»), но на этот конкурс компания заявку не подала. Возможно, «Мостотрест» не устроила рентабельность проекта, говорил аналитик БКС Игорь Краевский, или компания предпочла участвовать в качестве субподрядчика. Например, «Столичный тракт», в который вошли финансирующие организации, собирается позднее отобрать строительную компанию на тендере, сказал «Ведомостям» гендиректор РФПИ Кирилл Дмитриев.

Вчера госкомпания «Автодор» вскрыла конверты с заявками на участие в конкурсе на строительство и эксплуатацию участка трассы М11 Москва - Санкт-Петербург с 543-го по 684-й км. Это самая длинная и самая дорогая секция М11 из уже разыгранных. Стартовая стоимость контракта - 83,1 млрд руб., доля частных инвестиций - не менее 25%. Победитель должен построить дорогу к 2018 г. и управлять секцией до конца 2041 г. Частник будет собирать плату за проезд, передавая ее «Автодору», а госкомпания обязуется перечислять регулярные платежи за услуги. Риски трафика берет на себя государство, а не инвестор.

«Автодор» получил четыре заявки, говорится в сообщении госкомпании. В консорциум ООО «Магистраль двух столиц» (его единственным учредителем в ЕГРЮЛ указано ООО «Холдинг ВТБ капитал ай би») войдет «ВТБ капитал» и французская Vinci Concessions, сообщил руководитель департамента финансирования инфраструктуры «ВТБ капитала» Олег Панкратов.

Впрочем, по данным СПАРК, единственный учредитель «Столичного тракта» - кипрская Farncombe Ltd. При этом в списке ее владельцев, исходя из данных кипрского реестра, нет ни РФПИ, ни MRIF, а основной владелец - «Лидер» (79,01%, остальные - Газпромбанк, «Стройгазконсалтинг» и португальская Brisa). По словам представителя «Лидера», «Столичный тракт» - все та же компания, но сейчас ее акционеры - РФПИ, MRIF, Газпромбанк и «Лидер», некоторые напрямую, некоторые через дочерние компании. Расхождение с данными СПАРК и кипрского реестра он не объясняет. Внесение изменений в кипрский реестр после юридической смены акционеров компании может занять около месяца, а то и дольше, говорит партнер Ronlaw Partners Павел Романенко.

Участие крупных госбанков, как правило, повышает шансы на успех, замечает гендиректор Института экономики транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин: в крупных капиталоемких дорожных проектах без их финансирования пока не обошлось. К тому же у участников этих двух консорциумов уже есть опыт работы в автодорожных инвестпроектах, отмечает он.