РЖД не может без индексации

РЖД протестует против плана правительства не индексировать тарифы естественных монополий в следующем году. Это грозит компании убытками в 60 млрд руб.
Д.Абрамов/ Ведомости

О намерении правительства не индексировать в следующем году тарифы естественных монополий было объявлено на прошлой неделе. Тогда же вице-президент РЖД Анатолий Мещеряков написал письмо в Минтранс с критикой этого плана, сообщил «Ведомостям» представитель монополии.

Из-за нулевой индексации потери РЖД составят 80 млрд руб., говорится в письме («Ведомости» ознакомились с проектом документа, представитель компании подтвердил его содержание). Недополученная выручка составит 93,2 млрд руб., а сэкономить на тарифах на газ и электроэнергию удастся лишь 13 млрд руб., пишет Мещеряков. Восполнить потери РЖД не сможет. Это приведет к первому в истории РЖД чистому убытку - 60,1 млрд руб.

Ухудшение финансового положения РЖД будет основанием для объявления дефолта по еврооблигациям. В таком случае компании придется погасить сразу 230 млрд руб., говорится в письме. Сейчас в обращении находятся семь выпусков еврооблигаций с погашением от 2017 до 2031 г. Дефолт подорвет репутацию компании как международного эмитента и закроет доступ на международные рынки в будущем, говорится в письме Мещерякова. Не сможет компенсировать недополученные доходы и государство. «Денег, как вы понимаете, в бюджете нет», - передал вчера «Прайм» слова президент РЖД Владимира Якунина.

РЖД придется в первую очередь сократить расходы на оплату труда сотрудников на 40 млрд руб., пишет Мещеряков. Это эквивалентно 6% от фонда оплаты труда компании за 2012 г. Сэкономить можно двумя способами, продолжает Мещеряков: сократить 62 100 сотрудников (около 5% персонала) или перевести на неполную рабочую неделю (отпуск без сохранения зарплаты по четыре дня в месяц в течение всего года) 370 000 сотрудников (30% персонала).

Еще 53,2 млрд руб. РЖД готова сэкономить на ремонте железнодорожной инфраструктуры, добавляет Мещеряков. Это может отразиться на безопасности перевозок, не скрывает он.

Под вопросом окажется и выпуск привилегированных акций в пользу ФНБ (в 2014-2016 гг. на 150 млрд руб. на развитие БАМа и Транссиба). Дивиденды должны быть выплачены акционеру даже в случае убыточности компании, говорится в материалах железнодорожной монополии.

Финансирование инвестпрограммы РЖД при сдерживании роста тарифов сократится почти в 7 раз к запланированному уровню - до 56,6 млрд руб. (ранее монополия рассчитывала потратить в 2014 г. 389,4 млрд руб.). Вчера Якунин сообщил, что в случае замораживания тарифов на уровне 2013 г. объем инвестиций компании сократится в 4 раза.

Но министр экономического развития Алексей Улюкаев, напротив, убежден, что инвестпрограммы монополий не должны существенно уменьшиться: инвестиции подешевеют, так как замораживание тарифов позволит поставщикам снизить цены, а монополии могут оптимизировать расходы.

Заявления РЖД об угрозе безопасности движения из-за сдерживания роста тарифов - шантаж правительства, уверяет гендиректор агентства «Infioline-аналитика» Михаил Бурмистров. У монополии, безусловно, есть резервы для оптимизации издержек - за счет сокращения расходов на персонал, но не рядовых сотрудников, а топ-менеджеров. Ведь в 2012 г. доходы членов правления РЖД выросли на 40%, тогда как выручка увеличилась лишь на 4%. Кроме того, можно сэкономить на затратах на маркетинг и рекламу, а также повышении эффективности закупок, считает Бурмистров. Сэкономить можно также, отказавшись от покупки непрофильных активов - таких как порты в Греции, отмечает он.

РЖД может ежегодно сокращать издержки на 15-20 млрд руб. без ущерба для безопасности перевозок, соглашается руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Александр Савчук. В 2013 г. железнодорожная монополия сократила расходы на 81 млрд руб., сообщал президенту Владимиру Путину Якунин в начале августа.