Почта мешает интернету

Онлайн-торговля в России растет на 30% в год, но ее доля по-прежнему невелика. Развиваться интернет-коммерции мешает отсутствие надежной доставки
Для онлайн-покупки недостаточно ткнуть пальцем/ Fotolia/ PhotoXPress

Гендиректор «Infoline-анали-тики» Михаил Бурмистров более оптимистичен: доля интернет-торговли в обороте розничной торговли к 2020 г. составит около 9%, а в сегменте непродовольственных товаров - и вовсе около 20%. В отдельных сегментах интернет-торговля в ближайшее время практически сравняется с обычной: например, в бытовой технике и электронике доля в ближайшие пять лет займет не менее 40%, полагает он. Следует учитывать, что будут активно развиваться продажи через связанные с онлайном каналы, например сервисы объявлений, рассуждает Бурмистров, общая цена сделок, заключенных на avito.ru, уже превышает 20 млрд евро в год.

Доля онлайн-торговли в общем товарообороте к 2020 г. в России достигнет 6-8%, подсчитала Cushman & Wakefield в исследовании «Электронная коммерция и торговые центры», ежегодно онлайн-рынок будет расти на 20-30%. Сейчас, по подсчетам компании, оборот онлайн-торговли составляет 10 млрд евро - 2,2%. В США на покупки в интернете приходится 6,5% товарооборота, в Великобритании - 9,7%, а у лидера, Южной Кореи, - 12,7%.

Совладелец и директор розничного интернет-проекта Wikimart Камиль Курмакаев считает прогноз Cushman & Wakefield завышенным: реально к 2020 г. онлайн-розница займет порядка 4-5% общего товарооборота.

Сдерживает рост онлайн-торговли в России инфраструктура, говорится в исследовании, доставка из города в город ограничена слабым развитием почтовых услуг. Чтобы онлайн-коммерция в полной мере охватила территорию России, необходима эффективная федеральная почтовая служба с развитыми функциями, считает руководитель отдела исследований Cushman & Wakefield Денис Соколов.

Действительно, логистика традиционно становится одной из ключевых проблем, в которые упирается интернет-торговля, подтверждает руководитель В2С-дирекции «СПСР экспресса» Александр Васильев, именно поэтому большинство новых интернет-проектов не рассматривает партнерства с классической почтой - с ней имеют дело в основном каталожные компании. По словам Васильева, на фоне ежегодного роста рынка интернет-торговли на 40-50% рынок коммерческой доставки выглядит даже лучше: его ежегодный рост оценивается примерно в 70%. Диспропорцию Васильев объясняет тем, что доставка перетекает из традиционного почтового сектора в курьерские службы.

В больших городах крупные розничные сети строят свою доставочную инфраструктуру и консолидация будет способствовать этому процессу, но до небольших городов прогресс дойдет не скоро, рассказывает Соколов.

Все большее распространение получают пункты выдачи заказов, говорится в исследовании. Например, «Эльдорадо» практически перестало открывать традиционные торговые точки, но ведет масштабную экспансию собственной сети пунктов выдачи для интернет-магазина (более 100 пунктов в первом полугодии 2013 г. и ожидается не менее 200 во втором полугодии), указывает Бурмистров. У компании есть шанс стать одним из крупнейших игроков на рынке онлайн-торговли бытовой техникой и электроникой и сократить отрыв от лидера розничного рынка в данном сегменте - «М.видео», резюмирует он.

Курмакаев считает, что, несмотря на сложности с логистикой, у России хорошие перспективы в развитии розничной торговли через интернет. «Большая часть территории страны недоразвита, там плохая инфраструктура и мало богатых людей. Ассортимент товаров, которые можно купить в стотысячном городе, будет в 10 или 100 раз меньше, чем в Москве, поэтому Россию можно назвать изначально предрасположенной к онлайн-торговле», - заключает он.