От редакции: Независимый обозреватель

М.Стулов/ Ведомости

Наделавшая за последние дни столько шуму в медиапространстве статья Владимира Путина в New York Times была опубликована в разделе Op-ed. В этом разделе, который традиционно располагался напротив страницы с редакционной заметкой (opposite the editorial page), печатаются статьи, отражающие частное мнение независимого от редакции автора. Изобретен этот жанр был в 1970 г. как раз в New York Times не в последнюю очередь как дань богатейшей традиции уважения к частному мнению.

У истоков этой традиции стоят один из первых журналистов в современном понимании - Даниэль Дэфо и такие авторы, как Джонатан Свифт, Сэмюэль Джонсон, Генри Филдинг. Один из ее свежих плодов - колонки, многие годы печатавшиеся дважды в неделю в этом самом разделе NYT экономистом Полом Кругманом. Благодаря этим остро критическим по отношению к администрации Буша колонкам он определил для себя достаточно уникальное место «публичного экономиста» и, по мнению недоброжелателей, именно за них получил Нобелевскую премию по экономике.

В России журналистику делали такие носители «мнений», как Николай Новиков, Павел Сумароков, Николай Карамзин, а также - Путин далеко не первый «публицист на троне» - активно участвовавшая в журнальной полемике Екатерина II. Однако положение частного мнения в России было изначально довольно сложным, и судьба Новикова, в конце концов посаженного императрицей в Шлиссельбургскую крепость, эту сложность неплохо иллюстрирует.

Развитие прессы, умеющей отделять факты от мнения и ангажированную позицию от независимой, потребовало нескольких столетий. То, что российский лидер, чья политика по Сирии серьезно расходится с политикой США, публикует заметку в ведущей американской газете - безусловно эффектный ход с его стороны. То, что решение о публикации принимает редакция, - безусловное подтверждение завоеваний западной либеральной модели.

Статья российского президента многими в США была воспринята с раздражением. Пресс-секретарь Белого дома Джей Карни отметил «иронию» в том, что Путин отстаивает права человека на страницах NYT, а сенатор Роберт Мендес даже сказал, что от этой статьи его «тошнит». Что тоже вполне нормально для либеральной модели, и, вероятно, Путин как колумнист был готов к разным оценкам своего частного мнения. Переговоры по предотвращению военной операции в Сирии скорее всего состоялись бы и без статьи, но, как знать, может, Путин хочет получить Нобелевскую премию.