От редакции: Это нам не задавали

С.Николаев/ Ведомости

Предложение группы учителей отменить домашние задания для старшеклассников - вчера Минобрнауки заявило, что вопрос остается на усмотрение школ, - хороший пример уровня дискуссии о проблемах образования. Регламентировать степень самостоятельной работы в образовательном процессе невозможно, а перегруженность старшеклассников - один из результатов реформы образования и введения ЕГЭ.

Дискуссия об образовании в современной России идет странно, примерно так же, как о свободе интернета или правах сексменьшинств. Государство периодически выдвигает ограничительные инициативы, будь то количество часов на литературу или школьная форма. Общество возмущается, а затем довольствуется смягченным вариантом. Несмотря на все более мелочную регламентацию, суть учебного процесса затрагивается минимально.

Логика понятна: государство регламентирует вопросы финансирования и соблюдение внешних требований - этим усилия администраторов и ограничиваются. Яркий пример - прошлогоднее слияние школ. Оно всколыхнуло общественность, усложнило жизнь сильным школам, не слишком упростило слабым, но учеников коснулось мало.

Примечательно, что при всех реформах и градусе дискуссии о школьной форме разговора, какая система образования нужна современной России, нет. Двумя противоположными системами считаются прусская, сосредоточенная на встраивании ребенка в систему нормативов и воспитании гражданина, и шведская, стремящаяся вырастить свободную и независимую творческую личность. Где на этой шкале должна располагаться Россия - неизвестно.

Одна из проблем - в незаметности экспертного сообщества, способного поддержать разговор. Инициативные профессионалы не хотят тратить силы на доказательство очевидного и стараются в предлагаемых рамках учить так, как считают нужным. Но свято место пусто не бывает, и общественную дискуссию имитируют обсуждения предложений исключить из программы излишне либеральных авторов XIX в. или отменить домашние задания.

С одной стороны, отсутствие дискуссии по существу не так уж и плохо. Хуже, если бы государство активно выступало с инициативами и на этом поле. С другой - мировой опыт показывает, что лучше всего образование развито в странах, где и общество, и государство сознают его ценность, а престиж учителя высок.