Ротенберг приземлится в «Шереметьево»

Структура Аркадия Ротенберга, Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько может стать совладельцем аэропорта «Шереметьево» до приватизации
М.Стулов/ Ведомости

Государству принадлежит 83,04% акций ОАО «Международный аэропорт «Шереметьево», у «Аэрофлота» - 8,96%, Внешэкономбанка - 4,24%, ВТБ - 3,76%. Авиакомпания и банки получили доли в аэропорте, поскольку были акционерами терминала D - после того, как в 2012 г. новый терминал перешел на одну акцию c полностью государственным ОАО «МАШ».

Международный аэропорт «Шереметьево» консолидирует активы для дальнейшей приватизации, но принадлежащие ему доли в структурах аэропорта Владивостока, скорее всего, будут проданы, сообщил гендиректор московского аэропорта Михаил Василенко. Остальные «дочки» и зависимые компании аэропорта должны перейти на единую акцию с ОАО «Международный аэропорт «Шереметьево», процесс планируется завершить к моменту приватизации аэропорта. Госпакет аэропорта должен быть продан до 2016 г. включительно, говорилось в приватизационных планах Росимущества.

Теперь, согласно отчету за 2012 г., у ОАО «МАШ» остались доли в 15 структурах, но не все они будут задействованы в консолидации - она коснется лишь тех дочерних и зависимых компаний, которые связаны с бизнесом ОАО «МАШ» непосредственно в аэропорту «Шереметьево». Поэтому доли ОАО «МАШ» в структурах дальневосточного аэропорта - 74,99% в ЗАО «Терминал Владивосток» (владелец терминала) и 52,16% ОАО «Международный аэропорт Владивосток» (оператор аэропорта) - будут проданы. Предложение об их покупке «Шереметьево» получило от одной из структур Внешэкономбанка: Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона может купить доли ОАО «МАШ», сказал Василенко. Внешэкономбанку уже принадлежат оставшиеся акции обеих дальневосточных структур.

Какие из оставшихся 13 дочерних и зависимых компаний войдут в ОАО «МАШ», Василенко сказать не смог, поскольку там есть также и частные акционеры, с которыми еще нужно провести переговоры о переходе на единую акцию. В большинстве таких структур у ОАО «МАШ» нет контрольного пакета.

Все наиболее интересные активы в «Шереметьево» остались независимыми, отмечает главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий. Например, грузовой бизнес аэропорта «Шереметьево» переходит под контроль TPS Avia. Василенко подтвердил, что конечные бенефициары этой структуры - бизнесмены Аркадий Ротенберг, Александр Пономаренко и Александр Скоробогатько. В июне они купили доли в ООО «Грузовой комплекс Шереметьево», ООО «Руспорт» и ООО «Аэропорт Москва». Сумма сделки не сообщалась. В первой компании ОАО «МАШ» принадлежит 25,1%, во второй - 51%, в третьей компании у ОАО «МАШ» доли нет. И по словам Василенко, владельцам грузового бизнеса также будет предложено поучаствовать в консолидации.

TPS Avia также участвует в конкурсе на развитие северной зоны аэропорта «Шереметьево» (терминалы В и С, см. врез), где планируется построить новый терминал пропускной способностью 40 млн пассажиров в год. Принадлежащее тем же владельцам ООО «МАШ реклама» продает рекламу в аэропорту, а связанная только с Ротенбергом компания «Трансстроймеханизация» занимается реконструкцией шереметьевского аэродрома.