Человек недели: Бен Бернанке

Jim Young/ REUTERS

Бен Бернанке не единожды становился героем данной колонки. Его действия влекут за собой принятие деловых и инвестиционных решений на триллионы долларов. Вот и после сделанного в среду объявления не начнут сворачивать программу количественного смягчения (QE), в рамках которой ФРС США ежемесячно выкупает казначейские и ипотечные облигации на $85 млрд, - инвесторы по всему миру буквально за день-два получили несколько процентов доходности на акциях, золоте или нефти. Корпоративные и суверенные эмитенты снова нарастят активность - пока ставки все-таки низки. По этой же причине кто-то поспешит взять кредит на покупку жилья, а кто-то - на развитие бизнеса.

Когда ФРС накачивала финансовую систему все новыми и новыми деньгами (ее баланс вырос за время действия QE с $869 млрд до $3,66 трлн), многие задавались вопросом: а как выходить из этой программы? Говорилось, что это будет непросто - такого масштабного эксперимента еще никто не проводил, - но насколько непросто, мы начали понимать на прошлой неделе.

Казалось бы, ФРС подготовила участников рынков к тому, что на сентябрьском заседании будет сделан первый шаг по сокращению объема выкупа облигаций. Да, на первые подобные заявления в мае - июне рынки отреагировали резко: подскочили доходности, пошли распродажи облигаций, капитал стал стремительно уходить с развивающихся рынков, обвалив валюты некоторых из них. Но к сентябрю вроде все более-менее успокоилось: даже доходность 10-летних казначейских облигаций, 6 сентября достигавшая 3% (против 1,6% 1 мая), несколько снизилась - до 2,8%. И вдруг в такой уже достаточно комфортной обстановке то, чего ждали, не произошло. Отложив сейчас решение, руководители ФРС, возможно, лишь ухудшили ситуацию. Принимать его все равно когда-нибудь придется, а значит, участников рынка нужно будет заново готовить к этому шагу.

Алан Гринспэн, ультрамягкая политика которого способствовала надуванию пузыря на рынке недвижимости, как раз на его пике передал бразды правления Бернанке, которому пришлось бороться с последствиями краха. А с последствиями ультра-ультрамягкой политики самого Бернанке теперь придется разбираться его преемнику: полномочия Бернанке истекают в январе 2014 г. Поэтому симпатию вызывает позиция Уоррена Баффетта, сказавшего в конце недели, что он бы оставил Бернанке еще на один срок. А то как бы новому председателю ФРС не пришлось проводить еще более грандиозный эксперимент.