Наследники семейных ценностей

Семейные компании составляют около половины всех корпораций, акции которых торгуются на фондовых рынках 10 азиатских государств. Но и они не застрахованы от серьезных проблем

Семейные корпорации обеспечивают 32% общей капитализации рынка акций Азиатского региона. Тем не менее некоторые из этих компаний особенно прославились в последние годы в связи со сложными, иногда болезненными проблемами наследования бизнеса. Вспомнить хотя бы громкий семейный скандал 2011 г., связанный с активами миллиардера Стенли Хо, 91-летнего игорного магната, владельца гонконгских казино.

Дети умнее дедов

Впрочем, есть и удачные примеры передачи семейного бизнеса поколению молодых профессионалов.

Чаще всего младшие члены семьи (третье или четвертое поколение с ее основания) получают образование за границей, в лучших бизнес-школах США и Европы. Да и профессиональный опыт они приобретают раньше, чем присоединятся к семейному бизнесу. «В итоге многие хорошо образованные представители младшего поколения начинают управлять бизнесом на более профессиональном уровне, чем их старшие родственники», - говорит Стюарт Маккэй из UBS.

Подразделения малазийской корпорации YTL, работающей в целом спектре секторов - от гостиничного бизнеса до водоснабжения, управляются детьми Фрэнсиса Ё, сына основателя и управляющего директора компании. Джошуа Ё, 23-летний выпускник Кембриджского университета, руководит подразделением компании по производству цемента. Его 28-летний брат Джейкоб, специалист по электротехнике, получивший образование в Имперском колледже Лондона, - заместитель генерального директора YTL Communications, телекоммуникационного подразделения семейного концерна.

Тяготеют к глобализации

В Азии же молодое поколение владельцев семейных компаний часто проводит диверсификацию бизнеса. Один из примеров такого тренда - трансформация основанной в 1910 г. компании Eu Yan Sang. Поначалу она занималась продажей традиционных китайских медикаментов в Сингапуре, а сейчас является одним из крупнейших игроков быстро растущего сектора здоровья и здорового образа жизни. Поворот в судьбе компании произошел с участием одного из самых известных предпринимателей города - Ричарда Ю, правнука основателя бизнеса. Когда он возглавил компанию в 1990-е гг., Eu Yan Sang почти не приносила прибыли и управляла несколькими магазинчиками в Сингапуре и Малайзии. В 2012 г. ее прибыль, заработанная на продажах современных медицинских препаратов, составила 21 млн сингапурских долларов ($16,8 млн).

«Те семейные компании, которым удалось выжить, не придерживались единственного направления деятельности», - утверждает Анни Кох, руководитель Института семейного бизнеса при Сингапурском университете управления.

Некоторые компании ищут возможности межрегиональной экспансии. Другие расширяют поле деятельности, покупая активы в США и Европе. В частности, в 2013 г. Eu Yan Sang приобрела долю в британском производителе пищевых добавок и антивозрастной косметики Oriental & Western (22,5%).

«Азиатские семейные компании идут по пути глобализации», - говорит Марлин Дилеман, профессор бизнес-школы Национального университета Сингапура (NUS). Она обращает особое внимание на индонезийскую корпорацию Lippo, созданную 80-летним Мохтаром Риади и его сыновьями Джеймсом и Стефеном. Возможно, это сыграло свою роль в том, что размер прямых иностранных инвестиций, идущих из Юго-Восточной Азии, вырос на 36% в годовом исчислении до $60 млрд в 2012 г. Об этом говорят данные Конференции ООН по торговле и развитию.

Доверяют не всем

Некоторые семейные компании находятся в управлении представителей молодого поколения, чья компетенция тем не менее вызывает недоверие инвесторов. Речь идет, в частности, о предполагаемом наследнике южнокорейской компании Samsung Electronics, ведущего подразделения конгломерата Samsung, 45-летнем Ли Чжэ Ён. Он сын возглавляющего компанию с 1987 г. Ли Гонхи, младшего сына основателя Samsung Ли Бёнчхоля.

Несмотря на заграничное образование и членство в американском Business Council, ассоциации топ-менеджеров крупнейших компаний США и ряда других стран, он не обладает обширным управленческим опытом. Он лишь руководил недолго просуществовавшим подразделением интернет-торговли конгломерата более 10 лет назад.

Проблема усугубляется, когда представители старшего поколения участвуют в принятии управленческих решений вместе с молодежью, считает Ричард Ю. «Я думаю, это проблематично, когда несколько поколений одновременно напрямую вовлечены в менеджмент», - говорит он.

Эксперты предупреждают, что без создания эффективной структуры управления деятельность таких компаний может ухудшиться в связи с семейными баталиями. Часто этому способствует разделение собственности между представителями младшего поколения, утверждает Дилеман. «Постоянное разделение собственности ведет в конечном счете к тому, что реальным контролем над бизнесом не будет обладать никто. В такой ситуации очень сложно принимать решения», - говорит она.