Бюджетная дыра в 1,6 трлн

Трехлетний бюджет может недополучить около 1,6 трлн руб. - доходы запланированы, хотя чиновникам уже очевидно, что собрать их будет очень сложно. Но иначе не удалось бы отчитаться о наличии денег на выполнение указов Владимира Путина
А.Махонин/ Ведомости

Повышение пошлины приведет к сокращению переработки более чем на 20 млн т (в 2012 г. - около 260 млн), но дефицит автомобильного топлива маловероятен, прогнозирует руководитель по стратегии энергетического центра «Сколково» Антон Рубцов: эти заводы почти не производят бензина. Под угрозой производство 7-10 млн т бензина, спорит нефтяник: логично остановить заводы с большой долей мазута, чтобы запустить их после модернизации.

Вчера проект трехлетнего бюджета был внесен в Госдуму. Выйти из дефицита государству не удастся, а доходы после 2014 г. снижаются по отношению к ВВП (см. график). Но и этот прогноз может оказаться слишком оптимистическим, предупреждают чиновники и эксперты, и не из-за ухудшения экономической ситуации или падения цен на нефть. Просто доходы примерно на 1,6 трлн руб. (из них 1,5 трлн - в 2015-2016 гг., см. график) - зависят от решений, которые могут быть и не приняты. Часть доходов в 2015 г., а тем более в 2016 г. буквально нарисована, это фантазии, говорят чиновники.

Риски дефицита топлива

В 2015-2016 гг. правительство рассчитывает получить 468 млрд руб. от повышения пошлины на экспорт темных нефтепродуктов до 100% от нефтяной (сейчас - 66%). Но рост нагрузки создает серьезные риски для отрасли, предупреждает федеральный чиновник: такого повышения пошлины может и не быть.

Решение о выравнивании пошлин на нефть и мазут принято давно. Цель - стимулировать нефтяников снижать долю мазута в балансе НПЗ. В США это около 5%, в Европе - 15%, в России - 27-28%, а на некоторых заводах - свыше 40%, говорил Денис Борисов из EY. Но темпы модернизации НПЗ отстают от плана, констатирует сотрудник нефтяной компании, заводы завершат программы только в 2017-2018 гг. Могут стать нерентабельными и закрыться 5-7 крупных НПЗ, подтверждает другой нефтяник: в зоне риска Ухтинский НПЗ «Лукойла», «Танеко» у «Татнефти», Киришский НПЗ «Сургутнефтегаза», у «Роснефти» - Саратовский и Ачинский НПЗ, завод в Самарском кластере, НПЗ «Комсомольский» и «Ангарский». Есть способ сохранить эти заводы рентабельными, продолжает нефтяник: позволить им поднять цены на бензин.

Ухтинский НПЗ может стать не убыточным, а низкорентабельным, говорит представитель «Лукойла», компания разрабатывает план повышения его рентабельности после 2015 г. Представитель «Сургутнефтегаза» отказался от комментариев, его коллеги из «Роснефти» и «Татнефти» не ответили на запрос «Ведомостей».

Решение об увеличении пошлины грозит дефицитом топлива, опасаются нефтяник и чиновник. Зато для бюджета сокращение переработки не проблема, а дополнительные 80 млрд руб. в год, утверждает Рубцов: снизив переработку, компании увеличат экспорт нефти.

Об этих рисках докладывалось при обсуждении бюджета, говорит чиновник: «Сказали: будет проблема - будем решать».

Ставка на тень

От роста собираемости налогов правительство ждет в 2014-2016 гг. дополнительные 407,2 млрд руб. Причем эти поступления стремительно нарастают: 47,6 млрд, 126,4 млрд и 233,2 млрд руб. соответственно.

Представитель ФНС не комментирует бюджетный процесс. Уже приняты и обсуждаются несколько законов, ужесточающих борьбу с уклонением от налогов, в том числе через офшоры. Но ресурсы улучшения администрирования практически исчерпаны, говорит близкий к ФНС чиновник, служба работает на пределе возможностей, а руководство поставило цель не давить на бизнес.

По оценкам Росстата, до 20% экономики приходится на теневой сектор, говорит Андрей Чернявский из Центра развития Высшей школы экономики: «Резервы велики». Но никогда рост собираемости не приносил таких доходов, отмечает Александра Суслина из Экономической экспертной группы. Планы выглядят крайне амбициозно, согласен Чернявский. Строка «мобилизация» - это способ показать доходы, когда не знаешь, откуда они возьмутся, шутит чиновник. Это фантазии, признает сотрудник Минфина.

надежда на деньги госкомпаний и соседей

В 2016 г. правительство ждет дополнительные 106 млрд руб. от дивидендов госкомпаний, которые станут отдавать бюджету 35% чистой прибыли по МСФО. Но окончательного решения по изменению дивидендной политики еще не принято, говорил министр экономического развития Алексей Улюкаев.

Еще 423,5 млрд руб. правительство рассчитывает получить от продажи пакета «Роснефти» (19,5% минус 1 акция). Будет ли продана компания, пока неясно, говорит федеральный чиновник: это политическое решение, а сумма зависит еще и от конъюнктуры рынка. Доходы бюджета от приватизации в 2013 г. составят 50-60 млрд руб. вместо запланированных 427 млрд, говорил министр финансов Антон Силуанов.

Есть риски и недополучения компенсации за беспошлинные поставки нефти из России в другие страны Таможенного союза, сетуют два чиновника. До 2014 г. они не облагаются экспортной пошлиной, а партнеры по союзу возвращают России часть произведенных нефтепродуктов. «Цена дружбы» - около $10 млрд, подсчитал директор энергетического центра «Сколково» Григорий Выгон: на $7 млрд Россия «субсидирует» Белоруссию и на $3 млрд - Казахстан.

Новые соглашения с Казахстаном и Белоруссией еще не то что не подписаны, даже переговоры не завершены, говорит чиновник. Переговоры должны завершиться к 2014 г., говорит чиновник, знакомый с ходом обсуждения: «Другого выхода нет». Но пока партнеры по союзу готовы компенсировать потери от беспошлинных поставок лишь в 2014 г. и рассчитывают, что с 2015 г. компенсации не будет, поскольку появится Евразийский экономический союз, отмечает другой чиновник. Однако в бюджете уже заложена дополнительная компенсация в 2015-2016 гг. - 139,7 млрд руб. (данные из основных проектировок).

По словам премьера Дмитрия Медведева, вопрос обсуждался с его коллегой из Казахстана Сериком Ахметовым, решений пока нет. С Белоруссией тоже проблемы, признал Медведев (цитаты по «Интерфаксу»).

Ловушка для бюджета

План напряженный, но решение осознанное, признает сотрудник аппарата правительства, например, если ФНС план не выполнит, то могут помочь дополнительные нефтегазовые доходы. Проект бюджета рассчитан исходя из цен на нефть Urals в $93 в 2014 г. и $95 в 2015-2016 гг., а в прогнозе Минэкономразвития - $101 и $100 соответственно.

Бюджет сбалансирован, говорит представитель Минфина, учтены все расходы и ведомство рассчитывает на получение запланированных доходов. Риски есть, но существуют и механизмы реагирования на них, продолжает он: есть резервный фонд, а в бюджете - резерв правительства на 344 млрд руб., который не может быть потрачен на текущие обязательства.

Бюджет оказался в ловушке, говорят эксперты: пришлось искать деньги на несокращаемые социальные обязательства, выполнение программы вооружений и инаугурационных указов президента Владимира Путина. Они обойдутся в 2,1 трлн руб., оценивал Силуанов. За реализацию указов отвечают регионы, говорит Суслина, но в реальности они оплачены федеральными трансфертами. Трогать социальные расходы тоже нельзя, продолжает Назаров, дорого обходится оборонная промышленность, а еще висят инфраструктурные проекты. Резервов же для роста доходов нет, считает Суслина: если план не будет выполнен, придется или использовать средства суверенных фондов, или наращивать госдолг, который пока невелик.

Ситуация была критическая, вспоминает сотрудник Минфина: ухудшение макроэкономического прогноза обвалило доходы, а расходы уже были зафиксированы. Была паника, рассказывает он, ничего не сходилось, сейчас бюджет более или менее сведен. Но уже в следующем году может быть недобор доходов, считает чиновник, а «2016 год вообще не стоит воспринимать всерьез».