Цитата недели

«Я мечтаю пробурить разведочные скважины в Карском море и открыть уникальное месторождение с запасами в 3,5 млрд т жидких углеводородов и 11,4 трлн куб. м газа». Игорь Сечин, президент «Роснефти»
А.Махонин/ Ведомости

Захватывающий человек Игорь Сечин! Какой размах! Иной креативный горожанин мечтает, может быть, о спортивной машине, или о хорошей жене для старшего сына, или как бы поехать в далекие страны; мелко, скучно, даже пошло! Мечта Игоря Сечина - благополучие и процветание России, которое ни в чем ином выражаться, конечно, не может, как только в миллиардах тонн нефти и триллионах кубометров газа.

И не станемте придираться, что вот, дескать, на сайте «Роснефти» углеводородные богатства Карского моря описываются совершенно иными цифрами: там говорится, что на трех Восточно-Приновоземельных участках нефти ожидается больше, чем мечтает Игорь Сечин, - а именно 6,2 млрд т, а газа - катастрофически, на три порядка, меньше, а именно 14,59 млрд куб. м. Но понятно же, что президент «Роснефти» знает о перспективах своей компании значительно лучше, чем какой-то там сайт.

Карское море, по данным справочника «Моря СССР», мелкое, максимум 600 м, а в среднем - 111 м, и очень холодное: даже летом в придонном слое температура воды держится ниже нуля. Море осенью замерзает полностью, но и летом в нем всегда много льда. Ну и что такое лето на Карском море: в июле, самом теплом месяце, в тех местах, где под водой таится мечта Игоря Сечина, воздух прогревается (слово звучит иронически) в среднем до 1-2 градусов Цельсия; в мае средняя температура - минус 9, а зимой, бывает, держится и минус 45-50, хотя в среднем всего-то минус 26-28. К этому надо добавить частые и сильные шторма, а еще вблизи Новой Земли (где мечта) случаются приступы новоземельской боры - ураганного ветра, не стихающего по два-три дня.

Карское море получает 1290 куб. км речной воды в год, это 55% пресного стока всей Арктики; и неудивительно - в Карское море впадают Обь и Енисей. 80% пресной воды приходит летом, отсюда ясно, какие там перепады солености.

Наверное, Игорь Сечин в мечтах уже знает, как там бурить и разведывать, среди льдов, разносоленой воды и под дуновениями боры. Страшно только, что, если вдруг что-то пойдет не так, Карское море немедленно превратится в безжизненную лужу: природа там не то слово какая хрупкая и вряд ли переживет даже небольшую аварию. А шансы есть - потому что в таких условиях никто и нигде в мире углеводороды еще не добывал.

Я вот думаю: может, из-за этого такая показная жестокость к э-э-э... пиратам из «Гринписа»? Чтобы на примере «Приразломной» все, кто смеет только вознамериться помешать мечте захватывающего Игоря Сечина, десять раз подумали, прежде чем тянуть руки к богатствам холодного, мелкого и беззащитного Карского моря.