Прибедняются, но не жадничают

Большинство россиян считают свое финансовое положение неустойчивым. Но на их потребительском поведении это не сказывается, говорят ритейлеры
Д.Гришкин/ Ведомости

Неустойчивым считают свое финансовое положение 60% россиян - это самый высокий в мире показатель, говорится в исследовании потребительских настроений Boston Consulting Group (BCG). За последний год эта цифра выросла на 15 процентных пунктов. Что удивительно - на склонности россиян к тратам такая неуверенность не сказывается: 54% опрошенных хотят совершать больше покупок; подавляющее большинство тратит почти весь свой доход. Опрошенные «Ведомостями» ритейлеры российскими покупателями довольны.

«Мы не ощущаем, что наши клиенты - малый и средний бизнес - переживают существенные финансовые трудности, - утверждает представитель Metro Cash & Carry Анна Малеина. - Бизнес наших клиентов развивается, и это отражается на нашем бизнесе: обороты Metro на российском рынке растут в течение последних лет». Ранее в этом году аналитики Morgan Stanley подсчитали, что российский бизнес может быть одним из самых рентабельных для Metro: он приносит всего 7% выручки германской группы, но генерирует 26% операционной прибыли.

Непродуктовые ритейлеры также говорят об устойчивом спросе. Например, по данным компании Media Markt, доля товаров, покупаемых в магазинах сети в кредит, в последние годы остается неизменной - 9-12% от числа всех продаж. Кроме того, часто покупатели выбирают более качественный и более дорогой бренд - это заметно, например, по продажам телевизоров на петербургском рынке, отмечает представитель сети Анна Трофимова.

«Детский мир» не чувствует снижения покупательской активности: сопоставимые продажи в III квартале 2013 г. выросли на 15%, передал через представителя гендиректор компании Владимир Чирахов.

Никакого кризиса не видно: продажи стабильно растут, вторит ему топ-менеджер одной из аптечных сетей. Россияне вообще пессимистичны и любят прибедняться, объясняет он данные исследования BCG.

В обществе есть перманентное ожидание следующего кризиса, который уже можно назвать долгожданным, рассуждает Андрей Горшков, директор по продажам дилерского центра Jaguar Land Rover компании «Авилон автомобильная группа». Но, по его мнению, это не сказывается на покупательских настроениях, особенно в премиум-сегменте.

Возможно, грядущие экономические потрясения не кажутся россиянам такими уж серьезными на фоне тех, что они уже пережили, предполагает Иван Котов, директор российского офиса BCG. И это хорошо, считает он. Если бы российские потребители затянули пояса, то это только приблизило бы такие потрясения.