РЖД просит не регулировать


РЖД попросила правительство о дерегулировании вагонной составляющей тарифа на перевозку грузов вагонами РЖД (парк ВСП - вагоны собственные и привлеченные). «Я сформулировал предложение о том, чтобы инфраструктурная компания обладала парком подвижного состава на правах аренды или собственности в размере от 30%. При этом я считаю, что нужно говорить о дерегулировании вагонной составляющей», - заявил вчера президент РЖД Владимир Якунин (цитата по «Интерфаксу»). Федеральный чиновник заявил «Ведомостям», что тема с дерегулированием тарифов и созданием парка ВСМ пока не обсуждается. Получить комментарии представителей Минтранса и Минэкономразвития вчера не удалось.

От того что тарифы монополии на перевозку грузов парком ВСП регулируются, монополия теряет выручку. Когда доходность частного оператора с одного вагона составляет 47%, а рентабельность деятельности перевозчика - 1,5%, «это перекачивание ресурсов в частный парк», сказал Якунин. Со II квартала 2013 г. тариф операторов грузовых вагонов постоянно растет. Доля вагонной составляющей в структуре совокупных затрат грузоотправителей в сентябре 2013 г. достигла 37,7%, говорится в сообщении РЖД.

Сейчас у РЖД нет вагонов. Монополия летом завершила передачу парка своей «дочке» - Федеральной грузовой компании (ФГК ). Но в начале 2012 г. правительство разрешило РЖД привлекать вагоны других операторов по ставке 1003 руб. в сутки, чтобы решить проблемы с вывозом грузов с Кузбасса.

Теперь Минэкономразвития предлагает разрешить РЖД привлекать вагоны ФГК в 2014 г., говорится в прогнозе социально-экономического развития 2014-2016 гг. Привлечение парка ФГК в 2012 г. позволило снизить стоимость услуг операторских компаний и установить ценовой ориентир по стоимости транспортных услуг, отмечает ведомство в своем документе. Минэкономразвития предлагает также изменить условия привлечения вагонов. Это позволит сохранить цены на аренду вагонов грузоотправителям на уровне 2013 г., полагают в ведомстве.

Железнодорожные операторы, напротив, считают, что «эксперимент по созданию парка ВСП» снизил показатели эффективности грузоперевозок, что привело к финансовым потерям всех участников, говорится в материалах «Совета операторов рынка железнодорожного подвижного состава».