Сибирь переходит на планшеты


В январе - сентябре «Евросеть» констатировала рост рынка планшетных компьютеров в Сибирском федеральном округе (СФО) на 257% в количественном и на 143% в денежном выражении по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. По России рост составил 180%, говорит директор по региональному развитию группы «Связной» Денис Шейбаль.

По данным Шейбаля, в Сибири продано более 460 000 планшетов на общую сумму 5,1 млрд руб. При этом средняя цена снизилась на 32% до 11 800 руб., показывают замеры «Евросети». В Сибири средний чек при продаже планшета почти на 1000 руб. ниже, чем в среднем по России, говорит Шейбаль. По его оценке, в III квартале он составлял 10 530 руб. в Сибири и 11 500 руб. по России. В Сибири доля планшетов дешевле 15 000 руб. - 80%, добавляет Шейбаль.

Рынок ноутбуков близок к насыщению по параметру первичной покупки - хотя бы один ноутбук есть у большинства семей, говорит управляющий Западно-Сибирским филиалом «Евросети» Максим Алякринский. «Планшет, в свою очередь, косвенно увеличивает срок службы ноутбука, забирая на себя часть его функционала», - добавляет он.

Самой популярной операционной системой остается ОС Android, доля продаж планшетов на этой системе (кстати, бюджетные марки работают преимущественно на ней) в III квартале достигла 84% (в штуках), говорит Шейбаль.

Продажи мобильных устройств Prestigio в СФО увеличились с 3 до 10%, в денежном выражении - с 1 до 5%, отмечает Алякринский. Крупные производители - Samsung и в меньшей степени Asus - удерживают долю за счет сильного маркетинга и высокой лояльности бренду (20% против 24% в 2012 г. и 5% против 6% соответственно), продолжает он. По данным «Евросети», доля продаж планшетов Apple, напротив, сократилась практически вдвое: с 28 до 13% (в денежном выражении с 44 до 25%).

Драйвером роста рынка планшетов является форм-фактор, который прежде всего определяется размером диагонали экрана устройств, отмечает Шейбаль. По его данным, в III квартале доля проданных планшетов с диагональю менее 8,9 дюйма выросла до 60%, а годом раньше была 40%.

Продажи смартфонов росли скромнее: их доля среди мобильных устройств выросла с 25 до 40%, говорит Алякринский. В I-III кварталах в Сибири смартфонов было продано более 1,5 млн (на 48% больше, чем год назад), подтверждает Шейбаль. Общий рынок сотовых телефонов и смартфонов показал снижение на 5%, поскольку обычных телефонов продается меньше: за девять месяцев 2012 г. - 4,1 млн, в этом году - 3,9 млн, говорится в исследованиях «Евросети». Но в денежном выражении за счет смартфонов рынок вырос на 12% до 19,3 млрд руб., отмечает Алякринский. При этом, добавляет он, средняя цена смартфона снизилась на 6% до 9200 руб. Шейбаль уверен, что драйвер роста для рынка смартфонов - расширение ценового сегмента менее 3000 руб.: 39% телефонов, проданных в этой ценовой категории, - смартфоны, год назад - всего 1%.