Нарциссизм захватывает власть

Компании, которыми руководят самовлюбленные менеджеры, показывают нестабильные результаты, у них больше громких побед и таких же громких поражений

Самовлюбленные руко­во­дители-нарциссы всегда вызывают у окружающих противоречивые чувства. С одной стороны, они покоряют сотрудников своим обаянием, с другой - запугивают их. С их помощью организации часто добиваются успеха, но при первой же неудаче самовлюбленные менеджеры быстро и умело перекладывают вину на других. Без их участия не обходится почти ни один корпоративный скандал.

Обратная сторона стремления к похвале

Неотразимые, харизматичные, колоритные, эти люди поначалу будто околдовывают подчиненных, подчиняя их своей воле. Но при первых же трудностях или разногласиях они показывают себя с другой стороны, раскрывая окружающим темную сторону своей личности. Правда, это относится скорее к крайним проявлениям нарциссизма, когда он еще не является патологией, но сильно укоренился в личности. У таких людей часто бывает ненасытная жажда контроля, высокого статуса и постоянных похвал. Поэтому многие из них стремятся к власти и получают высокие должности.

Правда также и в том, что эти люди обладают качествами, необходимыми для роста и процветания бизнеса. Они амбициозны, оптимистичны, дальновидны, способны рисковать и вести за собой других. Их интеллект, стремления и энергия могут стать полезным активом для компании. Но к этому должны прибавляться такие качества, как способность к самокритике, умение разумно относиться к своим эгоистическим потребностям и понимание того, когда и как стоит обращаться за советом к окружающим. Если же у руководителя чрезмерно выражены черты нарцисса, а на рынке при этом складывается неблагоприятная ситуация, стопроцентный нарцисс может показать себя настолько иррациональной личностью, что причинит громадный ущерб бизнесу.

Успех приводит к краху

Марк Штейн, профессор лидерства и менеджмента Университета Лестера в Великобритании, изучал преимущества и недостатки проявлений нарциссизма в компаниях. Он приводит в пример Дика Фалда, который возглавлял компанию Lehman Brothers в период ее финансового краха. Этот топ-менеджер как раз обладал тем характером, который сначала помог организации стать успешной, а потом привел ее к краху, считает Штейн. «Обстановка в Lehman Brothers была взрывоопасной. Организация была крайне раздроблена и разобщена. Когда компанию возглавил Фалд, он там установил милитаристские, жесткие порядки: он подавлял несогласных и добивался того, чтобы люди работали вместе», - рассказывает Штейн. Чем ближе была организация к финансовому кризису, тем больше проявлялся в Фалде нарциссизм. «Он все больше утверждался в мысли, что в проблемах организации полностью виноваты окружающие», - добавляет Штейн. «В конце концов остался единственный способ спасти Lehman Brothers - надо было ее продать. Но Фалд преувеличивал стоимость компании и поэтому не продал ее. Закончилось это полным коллапсом Lehman Brothers. Ее крах вверг нас в мировой кредитный кризис», - продолжает эксперт.

Здоровье манипулятора

Новоиспеченные гендиректора должны понимать, что здоровый нарциссизм делает их уверенными в себе, амбициозными, обаятельными и понимающими суть явлений людьми. Он помогает им достигнуть того положения, которое они занимают. Но он же может легко превратиться в нездоровый нарциссизм, мешающий развитию компании.

Могут ли такие люди ставить на первое место не свой корыстный интерес, а интерес компании? Керри Салковиц, психоаналитик и основатель нью-йоркского консалтингового агентства Boswell Group, считает, что это трудновыполнимая задача. Он говорит: «Мой опыт показывает, что нарциссизм, здоровый или нездоровый, приводит людей к вершинам карьеры, но не покидает их и там, наверху. Как бы они ни пытались подавить его, у них все равно ничего не получается».

Салковиц вспоминает одного гендиректора, который заискивал перед коллегами, раздавал всем фальшивые комплименты и очаровывал людей своей приятной внешностью, мягкой манерой общения и способностью заставлять каждого поверить, что у них возникли особые отношения. Он был очень религиозен и часто начинал совещание с молитвы.

Когда этот человек стал гендиректором, цены на акции компании взлетели. Причина была не только в том, что он изменил и реформировал бизнес, но и в том, что сумел очаровать аналитиков с Уолл-стрит. Однако с течением времени коллеги стали замечать его неискренность и попытки манипулировать людьми. К тому же результаты работы компании ухудшились. Гендиректор продал почти все свои акции, а потом подал в отставку, оставив преемнику в наследство хаос и проблемы.

Штейн объясняет это так: «Одна из главных проблем менеджеров-нарциссов в том, что они считают, будто у них в руках абсолютная власть и они способны изменить рынок и предсказать будущее. Они часто сталкиваются с критикой и предупреждениями со стороны коллег, но все равно идут на большой и необоснованный риск, ставя под удар будущее организации».

Психологи видят в этом стремлении к самоутверждению и совершенству защитную реакцию. Человек пытается заглушить в себе чувства неадекватности, незащищенности и уязвимости, которые часто связаны с травмирующими событиями в детстве.

Таких лидеров сложно изменить. Если человек умеет слушать и учиться, то ему может помочь коуч или коллега, которому он доверяет. Но для тех, кто получил серьезную эмоциональную травму, процесс коррекции может быть длительным и трудным, даже когда помощь оказывает профессионал.

Лидеры-нарциссы могут приносить больше пользы в стремительно меняющихся отраслях, например в секторе развлечений, в сфере высоких технологий и косметических компаниях, считает профессор Пенсильванского университета Дональд Хэмбрик. Специфика работы здесь вполне соответствует их характеру.