Лена французу не отдана

Французская Vinci снова прогадала, отказавшись от партнерства с российскими компаниями: Росавтодор не допустил ее к борьбе за право построить мост через Лену
РИА Новости

Французская Vinci не будет участвовать в конкурсе на право строить и эксплуатировать мост через Лену - ее заявка не прошла предквалификацию, следует из протокола предварительного отбора.

Мост через Лену - один из крупнейших автодорожных тендеров в России. Начальная стоимость строительства - 46,7 млрд руб. (в ценах I квартала 2013 г.), 40,2 млрд из них даст государство. Мост будет бесплатным, инвестор должен содержать его до 2027 г., а государство заплатит за это еще 16 млрд руб., чтобы частник смог вернуть инвестиции и заработать.

Заявка проектной «дочки» Vinci «Консессок 22» поступила на конкурс первой. Ее конкурентами были «ВТБ капитал» в консорциуме с институтом «Стройпроект» и «УСК Мост», а также консорциум Якутская мостостроительная компания - в него вошел принадлежащий Внешэкономбанку РФПИ, российская «дочка» китайской China Civil Engineering Construction Corporation, крупнейший подрядчик «Газпрома» «Стройгазконсалтинг» и омский «Мостовик».

Оба консорциума к конкурсу допущены. К февралю 2014 г. они должны будут подать конкурсные предложения, победитель определится до конца следующего года.

Росавтодор и сам заинтересован, чтобы такие крупные иностранные компании, как Vinci, участвовали в российских проектах, говорит федеральный чиновник, но, если в заявке есть недочеты, конкурсная комиссия не может подставляться.

Согласно протоколу предквалификации, Vinci допустила сразу шесть нарушений при оформлении заявки: не хватает некоторых документов, вместо нотариально заверенных представлены обычные копии документов, наконец, на DVD есть не все документы, представленные в оригинале. Представитель Vinci отказался от комментариев.

Vinci была в числе компаний, которые активно интересовались проектом задолго до объявления конкурса, изучала технические особенности и финансовую модель, искала партнеров, рассказывал человек, близкий к компании. У Vinci огромный опыт строительства сложных инженерных объектов по всему миру, а в прошлом году входящая в группу Vinci компания Freyssinet поставила ванты для моста на остров Русский, генподрядчиком которого был «Мостовик».

Единственный крупный действующий проект Vinci в России - участок новой платной трассы М11 Москва - Санкт-Петербург. Vinci строит дорогу стоимостью свыше 60 млрд руб. в партнерстве с «Мостотрестом», у французов 38,75% в СП «Северо-Западная концессионная компания» (СЗКК).

В портфель российских проектов компании могут добавиться еще два общей стоимостью свыше 108 млрд руб. Vinci в партнерстве с «ВТБ капиталом» претендует на самый длинный участок той же трассы Москва - Петербург (с 543-го по 684-й км) стоимостью 83 млрд руб., их заявка уже прошла предквалификацию. Vinci также собирается принять участие в создании системы взимания платы с грузовиков стоимостью 26 млрд руб. - французы вошли в консорциум с РФПИ, «Ланитом», «Ростелекомом» и ВТБ, итоги предквалификации будут известны через неделю.

Минтранс намерен активно использовать концессионные схемы в инфраструктуре, проекты для Vinci еще найдутся, говорит аналитик БКС Игорь Краевский. «Главное - выбрать правильного партнера», - замечает он: в СЗКК все складывается успешно.

У Vinci уже есть неудачный опыт участия в тендере без российского партнера: в 2011 г. французы претендовали на первый операторский контракт на управление 400-километровым участком М4 «Дон», ее заявка прошла предквалификацию, но конкурсное предложение компания подать не смогла, до финального этапа конкурса дошел лишь «Мостотрест», который и получил контракт.

Если компания с мировым именем не справляется с подготовкой заявки, это всегда вызывает вопросы, рассуждает человек, близкий к одному из участников конкурса на строительство моста через Лену: технической ошибки нельзя исключить, но опыт показывает, что лучше найти местного партнера.