Президента трудно поправить

Поправки в Конституцию о слиянии судов депутаты не смогут корректировать в одиночку, сочли в профильном комитете Госдумы. Оппозиция не согласна

Конституционный комитет Госдумы вчера рекомендовал принять президентские поправки в Конституцию об объединении Верховного и Высшего арбитражного судов. Первое чтение законопроекта назначено на 12 ноября, второе - на 15-е, сообщил председатель комитета, единоросс Владимир Плигин. Вносить поправки, как пояснил Плигин, смогут далеко не все: по его мнению, на процедуру их внесения распространяется действие ст. 134 Конституции, которая ограничивает круг инициаторов таких законопроектов президентом, парламентом, правительством, заксобраниями регионов и группами сенаторов и депутатов численностью не менее 90 человек. Только они и могут делать коррективы. А если бы поправки к такому законопроекту вносились в обычном порядке, описанном в регламенте Госдумы, это привело бы к упрощению процедуры правки Конституции, заявил Плигин. В регламенте Госдумы порядок внесения поправок к законопроектам, вносящим изменения в Конституцию, не оговаривается.

Идею слияния судов Путин обнародовал летом на Петербургском экономическом форуме, законопроект был им внесен в Госдуму в октябре. Как сама инициатива, так и механизм ее реализации - фактическая ликвидация арбитражной системы, механизм отбора судей в новый орган по результатам экзамена - вызвали нарекания у части судебного сообщества, однако их доводы в заключение комитета включены не были. О претензиях судей к законопроекту на заседании комитета говорили только два депутата - заместитель Плигина в комитете по госстроительству коммунист Вадим Соловьев и бывший эсер Дмитрий Гудков.

По существу Конституция правилась всего один раз - в 2008 г., когда увеличивался срок полномочий президента и депутатов Госдумы, тогда никто никаких поправок к законопроекту, который также инициировал президент, не вносил, поэтому опыта трактования процессуального прохождения поправок в Конституцию нет, напоминает Соловьев. С одной стороны, есть трактовка Плигина, с другой - регламент Госдумы, рассуждает Соловьев, и в случае отказа в рассмотрении поправки на основании ст. 134 можно обратиться за разъяснениями в Конституционный суд. Гудков готов присоединиться к обращению в Конституционный суд, если это сделают коммунисты, сообщил депутат «Ведомостям». Сам он не планирует пытаться вносить поправки в президентский законопроект: нет смысла править то, с чем не согласен в принципе, пояснил он. Сопротивляться президентской инициативе путем внесения поправок - дело безнадежное, полагает Соловьев: о поддержке президентской инициативы уже заявили три думские фракции. Для одобрения такого законопроекта необходимо две трети голосов Госдумы.

Порядок принятия Госдумой поправок в Конституцию описан в специальном законе, но конкретно этот момент и там не детализирован, говорит профессор кафедры конституционного права ВШЭ Илья Шаблинский. Поправки к президентской инициативе - по сути, ее версии, значит, каждую из них надо рассматривать как самостоятельную поправку к Конституции, а значит, на ее авторов могут распространяться соответствующие ограничения, предполагает он.