«Мечел» подешевел, как при докторе

Крупнейший производитель угля в России «Мечел» стоит всего $862 млн - меньше, чем когда-либо. Вчера компания Игоря Зюзина потеряла более 40% капитализации из-за слухов о том, что не договорилась с кредиторами
Так мало «Мечел» не стоил никогда/ Меркурий Голоднов/ РИА Новости

Причина нынешнего падения - опасения за финансовое состояние «Мечела». «Компания-зомби» - называют ее инвестбанкиры: у нее нет денег, чтобы платить по долгам, которые настолько велики, что банкротить ее кредиторам невыгодно. Это одна из немногих компаний, которая с кризиса 2008 г. не сократила, а увеличила долг - в 1,8 раза. На 1 июня чистый долг компании составил $9,6 млрд, в этом году банкам нужно вернуть $965 млн, в том числе $81 млн - исполнение пут-опциона по облигациям, говорится в презентации «Мечела». А свободный денежный поток будет отрицательным - $300 млн, добавляет аналитик БКС Олег Петропавловский. В 2014 г. кредиторам нужно заплатить еще больше - $2,5 млрд, в том числе $472 млн - пут-опцион по облигациям.

«Обсуждения идут в графике и в положительном русле, - подтверждает Екатерина Трофимова, член правления Газпромбанка, одного из крупнейших кредиторов «Мечела», входящего в пул по согласованию ковенант. - Мы считаем, что работа, проведенная «Мечелом» по продаже непрофильных активов, завершению крупнейшего инвестпроекта рельсобалочного стана, получение финансирования для развития Эльгинского угольного месторождения и его локализация говорят о том, что компания стабилизировала ситуацию».

«Мечел» вчера повторил антирекорд пятилетней давности, когда компания потеряла 40% капитализации после обвинений в продаже угля за рубежом дешевле, чем в России, и обещания тогдашнего премьера Владимира Путина прислать Игорю Зюзину доктора, чтобы «зачистить все эти проблемы». Теперь падение было еще больше: обыкновенные акции компании за час до закрытия торгов на Московской бирже подешевели на 41,4%, привилегированные - на 23,3%. Капитализация «Мечела» составила 28,3 млрд руб. ($861,8 млн). Меньше компания не стоила никогда. Максимальной капитализации «Мечел» достигал летом 2008 г. - $24 млрд.

Поэтому «Мечел» ведет переговоры о рефинансировании и ковенантных каникулах (условия кредитов «Мечела» ограничивают долг компании). «Мечел» балансирует на грани - переговоры идут очень тяжело, говорит сотрудник одного из банков-кредиторов.

Утром облигации «Мечела» подешевели на 12-15%. Похоже, у кого-то из держателей сработал маржин-колл, предполагает источник, близкий к «Мечелу». Слышал об этом и трейдер крупного банка.

Акции рухнули вечером: это была продажа на рынке несколькими крупными пакетами, рассказывает сотрудник другого банка - кредитора «Мечела». Кто продавал акции, неясно. Всего владельцев сменили 2% обыкновенных акций «Мечела», сделки прошли примерно на $50 млн.

Возможно, кто-то из фондов решил избавиться от акций, рассуждает собеседник «Ведомостей».

Перед тем как начались продажи, появился слух, что «Мечел» не сумел договориться о ковенантных каникулах, рассказывает сотрудник инвесткомпании. Паника на Московской бирже передалась инвесторам в Нью-Йорке. На предварительных торгах «Мечел» терял 47%, но в течение часа после открытия отыграл половину падения и терял «всего» 23,3%.

Кто-то мог неплохо заработать на этом, отмечает инвестбанкир. «Действия ряда участников торгов с акциями ОАО «Мечел» в период с 17.00 мск являются предметом пристального внимания службы», - отметил представитель Службы по финансовым рынкам.

«Мечел» объясняет обвал действиями спекулянтов. «Никаких негативных событий в компании не происходит. Переговоры с банками о ковенантных каникулах и реструктуризации долга идут успешно», - говорится в заявлении «Мечела». Компания ожидает их завершения до конца ноября.

А вот Зюзину вчерашнее пике грозит маржин-коллом: принадлежащие ему 43% «Мечела» находятся в залоге у банков, говорят инвестбанкир и сотрудник в банке-кредиторе.

Знакомый Зюзина называл его очень консервативным человеком: он верит в активы, которые покупает, и с трудом расстается даже с убыточными. Распродажу убыточных активов компания объявила только в конце 2012 г., когда у металлургов уже начались трудности. «Мечел», как и остальные, скупал зарубежные активы, но в отличие от других не отказался от них даже в кризис: в 2008 г. за $1,5 млрд купил Oriel Resources (владела Тихвинским ферросплавным заводом и месторождениями в Казахстане), в 2009 г. завершил покупку угольного холдинга Bluestone в США за 60% своих привилегированных акций (15% капитала) и $436 млн. В 2009-2010 гг. «Мечел» добавил активы находящегося на грани банкротства холдинга «Эстар», увеличив долг еще на $1 млрд. Теперь «Мечел» продает ферросплавный бизнес за $425 млн, а всего, по оценкам экспертов, может выручить от продажи активов $1,5-2 млрд.