Президент налогов

Президент Владимир Путин запретил спорить с собой публично и твердо намерен вернуть силовикам право возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям
Президент Владимир Путин дал понять, что он на стороне правоохранительных органов/ Alexander Zemlianichenko/ REUTERS

Президент Владимир Путин не будет отзывать законопроект, который возвращает правоохранительным органам право возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям без санкции налоговиков. Этого права их в 2011 г. лишил тогдашний президент и теперешний премьер Дмитрий Медведев.

Вчера на заседании наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив (АСИ) президент ТПП Сергей Катырин напомнил Путину, что многие скептически оценивают его налоговую инициативу. Путин ответил, что был в Корее и во Вьетнаме и мог пропустить чьи-то заявления (цитата по «Интерфаксу»): «Я еще посмотрю, кто чего по этому поводу говорит. Мы с коллегами поговорим, разберемся. Но здесь вопрос очень просто решается: вынужден буду им напомнить, что есть определенная практика решения вопросов перед тем, как выходить в средства массовой информации. Известно, что если кто-то с чем-то не согласен, как [Алексей] Кудрин сделал в свое время, - он перешел в экспертное сообщество».

Во вторник Медведев раскритиковал инициативу Путина: «Я свою позицию формулировал еще в тот период, когда вносил соответствующий законопроект. Общее количество уголовных дел не может быть показателем эффективности деятельности правоохранительной системы: навозбуждать можно все, что угодно, особенно по заказу и за деньги, что очень часто, к сожалению, происходило, когда одна структура с другой борется».

Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков отказался комментировать, кого имел в виду президент, когда приводил в пример Кудрина. Пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова на звонки не отвечала.

Сейчас возникла правовая коллизия, объяснил Путин: де-факто решение о возбуждении уголовного дела принимают налоговики, хотя они не часть правоохранительной системы. Из внесенной в Думу редакции законопроекта следует, что Следственный комитет (СКР) сможет возбуждать налоговые дела на основании материалов МВД и ФНС, у МВД права самостоятельно возбуждать дела не будет, заявил Путин. Другой вариант, который, по словам Путина, обсуждается, - обязать ФНС предоставлять СКР информацию, а СКР - решать, возбуждать дело или нет.

Путин готов обсуждать поправки к законопроекту, хотя очевидна проблема с собираемостью налогов, говорит Песков.

Если будет выбран вариант с ФНС - будет не самый худший сценарий, считает федеральный чиновник: «Это один из вариантов, предложенных правительством».

Во всем мире налоговые преступления считаются одними их самых тяжелых, а в России с ними борются недостаточно жестко, заявил Путин. Например, в Москве нарушители налогового законодательства должны возместить 1 млрд руб., однако возмещено лишь 4 млн. «Это значит, что эти статьи просто перестали работать, а из всех дел, которые были рассмотрены, только три человека осуждены, причем два - к условным срокам наказания»», - возмущался Путин.

Органы внутренних дел не смогут возбуждать уголовные дела по статье 157 Уголовно-процессуального кодекса (т. е. в случаях, не терпящих отлагательства), как это было ранее, подтверждает сотрудник силовых структур, им придется направлять материалы в СКР, куда также будет поступать информация и от налоговых органов.

Против законопроекта высказался Алексей Кудрин, уволенный Медведевым в 2012 г. за публичные заявление о нежелании работать в будущем правительстве.

Владелец «Онэксима» и лидер партии «Гражданская платформа» Михаил Прохоров вчера начал собирать подписи против законопроекта.

Альтернативная модель, которая предлагается сейчас, - это так же жестко для бизнеса, как и то, что было два года назад, категоричен вице-президент РСПП Игорь Юргенс: «СКР не имеет у бизнеса имиджа мягкого и интеллигентного органа». И возбуждать фиктивные дела при рейдерских захватах и использовать СКР во внутрикорпоративных разборках будет также легко, как и МВД, ожидает Юргенс: следователя СКР, закончившего заочно три курса юрфака, будет также легко подкупить, как и сотрудника МВД.

После ликвидации тандема (президент Медведев при премьере Путине) вернулась моноцентрическая система власти, в которой публично критиковать уже принятые президентом решения нельзя даже Медведеву, интерпретирует высказывание Путина политолог Дмитрий Орлов. Вероятно, последует разбор этой ситуации и жесткие выводы, хотя вряд ли - кадровые.