Сбербанк пересадит москвичей

Сбербанк может вложить в строительство транспортно-пересадочных узлов в Москве и регионах 100 млрд руб. Инвестиции в такие проекты вернутся через 10-12 лет, полагают эксперты
Президент Сбербанка Герман Греф/ Д.Гришкин/ Ведомости

Сбербанк подписал соглашение с «дочкой» РЖД - «РЖД - развитие вокзалов» (РЖД-РВ) о совместном развитии транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) в Москве и регионах, рассказал «Ведомостям» представитель РЖД-РВ. В проект Сбербанк может инвестировать до 100 млрд руб., сообщил собеседник «Ведомостей». РЖД-РВ и госбанк создадут СП (доли будут зависеть от вложений с обеих сторон), оно будет строить, а затем управлять ТПУ. Документ рамочный, на какие конкретно ТПУ пойдут деньги госбанка, пока не ясно, рассказывает представитель РЖД-РВ. Подписание подтвердил источник в госбанке, подчеркнув, что оно предварительное. Президент Сбербанка Герман Греф ранее говорил о том, что «финансирование инфраструктуры является одним из ключевых направлений развития» банка. В пятницу представитель Сбербанка от комментариев отказался.

ТПУ - часть проекта по развитию Московского транспортного узла. Генсхема развития транспортного узла предусматривает преобразование пригородного сообщения в «пригородно-городское, ориентированное на перевозку пассажиров не только в сообщении Москва - пригород, но и между районами города», следует из документа. По похожему принципу работает, например, французская RER: она объединяет парижский метрополитен и пригородное сообщение. Пассажиропоток ТПУ в Москве и Московской области к 2020 г. достигнет 270-280 млн человек в год, прогнозируют разработчики генсхемы. Пассажиропоток Московского транспортного узла увеличится в 2 раза к 2025 г. до 1,6 млрд человек. РЖД-РВ собирается к 2020 г. построить 64 ТПУ, в том числе 57 - в Москве.

Когда заработает первый ТПУ, не ясно. Пока РЖД-РВ только ищет партнеров для строительства. Объем частных инвестиций в развитие ТПУ с учетом соглашения со Сбербанком достиг 547,5 млрд руб., рассказывает представитель РЖД-РВ. Общие инвестиции в развитие ТПУ до 2020 г. только в Москве могут достичь 1,1 трлн руб. исходя из примерной стоимости строительства одного ТПУ в 20 млрд руб., говорит собеседник «Ведомостей». Это почти столько же, сколько нужно на реализацию всех железнодорожных проектов Московского транспортного узла (1,5 трлн руб. до 2020 г.). Самыми крупными ТПУ будут «Курский», «Царицыно», «Выхино» и «Павелецкий», рассказывает представитель «дочки» РЖД. Все проекты - на стадии разработки концепции.

В ноябре РЖД-РВ подписала меморандум с Банком Москвы (сумма инвестиций - до 100 млрд руб.). Раньше соглашение о строительстве и модернизации инфраструктуры ТПУ было подписано с «Газтехлизингом» Зияда Манасира (сумма инвестиций - 180 млрд руб.), канадской Trinity Development Group (75 млрд руб.), южнокорейской TIH D&D (80 млрд руб.), «Газэнергостроем» (7 млрд руб.), турецкой Ulusoy Travel Transport Inc (5,5 млрд руб.).

«Газтехлизинг» будет строить 10 ТПУ: «Выхино», «Дмитровская», «Нагатинская», «Перово», «Петровско-Разумовская», «Тимирязевская», «Тушинская», «Ховрино», «Царицыно» и «Электрозаводская». Trinity Development Group - ТПУ «Курская», «Выхино», «Пермь-2» и «Павелецкий», TIH D&D - ТПУ «Дмитровская», «Тимирязевская» и «Выхино». Такие проекты окупаются очень долго - деньги вернутся через 10-12 лет, предупреждает гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров, но рентабельность таких проектов очень высока благодаря сдаче площадей ТПУ в аренду.