От редакции: Управление коррупцией

М.Стулов/ Ведомости

Владимир Путин создал специальное управление по борьбе с коррупцией в администрации президента. Вероятно, это можно считать молчаливым признанием того обстоятельства, что прежние ответственные за эту сферу деятельности работу провалили и глава государства пытается взять инициативу на себя. Соответствующий совет при президенте работал непостоянно. За антикоррупционные проверки чиновников всех ветвей и уровней власти отвечают помощник президента Евгений Школов и его подчиненные, загруженные другой работой.

Создание органа с высоким аппаратным статусом и широким набором полномочий - необходимый шаг в государстве, в котором действующие правоохранительные структуры заражены коррупцией, говорил в марте 2012 г. на встрече с Дмитрием Медведевым директор по макроэкономическим исследованиям ВШЭ Сергей Алексашенко. Утвержденное Владимиром Путиным положение о деятельности нового ведомства напоминает о международных конвенциях по борьбе с коррупцией и рекомендациях ОЭСР, требующих создать независимые органы, способные реализовать политическую волю первых лиц к победе над бенефициарами неформальных госуслуг.

Однако ряд положений указа заставляет усомниться в эффективности предложенных мер. Управление не является аналогом независимых агентств по борьбе с коррупцией - таких, какие с успехом действуют в Сингапуре, Гонконге, Литве и Латвии. В Италии функцию уполномоченного органа выполняет особая антикоррупционная прокуратура.

Управление, созданное Кремлем, - всего лишь одно из подразделений администрации, замкнутое на одного из руководителей этого непубличного органа.

Новое управление будет сугубо бюрократической структурой, чья работа ограничена получением от ведомств официальной информации и ее изучением. При этом процедура предоставления новым органом информации широкой общественности прописана крайне нечетко. В президентском указе очень мало внимания уделяется взаимодействию с обществом, его активистами, которые по собственной инициативе ищут сведения о взятках, откатах, незадекларированных объектах собственности и конфликтах интересов.

Президент не создает основы общественно-государственного партнерства, которое является необходимым условием успешной борьбы с коррупцией. Он, похоже, доверяет все более узкому кругу людей и пытается замкнуть на себя новые полномочия и информационные потоки. Он не сужает, а расширяет круг вопросов, которые решаются в ручном режиме.

Это значит, что выяснение отношений с высокопоставленными чиновниками, которые засветились в историях с незадекларированным имуществом, имеют тесные личные и служебные связи с государством и бизнесом, будет проходить в закрытом режиме. Это будет общение в индивидуальном порядке, с принятием индивидуальных решений по каждому «берущему не по чину». Одно это, по сути, исключает возможность системного подхода к проблеме.