Без диплома, но с фантазией

Компания Lego разработала собственный способ тестирования соискателей на должность дизайнера. Участвовать в творческом конкурсе могут все
Bloomberg

Джеймс Колмер специально приехал из Австралии в Данию, чтобы два дня жизни посвятить игре в конструктор Lego. На самом деле, играя, он пытался устроиться на работу.

Помимо Колмера в датский городок Биллунн месяц назад приехали еще 20 мужчин и женщин, которые должны были соревноваться друг с другом за место дизайнера компании Lego. У известного бренда свой оригинальный метод отбора сотрудников на эту позицию. Lego не проводит формальных собеседований. Вместо этого компания приглашает самых многообещающих кандидатов в свою штаб-квартиру для создания эскизов и конструирования инсталляций из деталек Lego на глазах у жюри, состоящего из ведущих дизайнеров компании.

Расслаблен и сосредоточен

Lego - второй по величине производитель игрушек в мире после Mattel. В последние годы компания делала ставку на продукты, тематически связанные с нашумевшими голливудскими кинолентами - «Гарри Поттером», «Хоббитом» и «Мстителями». Для компании жизненно важно постоянно создавать новые тематические наборы конструкторов на специфические, а иногда и амбициозные темы. Например, ранее в этом году был выпущен конструктор King's Castle («Королевский замок»), который состоит из 96 частей.

Чтобы создавать подобные продукты, компания должна развивать своих нынешних дизайнеров и искать новые таланты. В штате Lego сейчас 200 дизайнеров, часть из которых создает эскизы, а часть «в самом прямом смысле сидит и часами собирает конструкторы», говорит Уилл Торогуд, директор подразделения компании по дизайну. «Когда мы просим, чтобы кандидаты собрали для нас конструктор, мы наблюдаем людей в деле. Кроме того, за работой мы видим их и в более расслабленном и сосредоточенном состоянии, чем это было бы на обычном собеседовании», - объясняет он.

Lego проводит эти двухдневные мастерские уже семь лет подряд. Но до сегодняшнего дня предпочитала о них не рассказывать. Дизайнеры присылают заявки на участие в мастерской по интернету, потом проходят собеседование и тесты по скайпу. Самых привлекательных кандидатов приглашают в Биллунн. Им посылают упаковку деталей конструктора Lego и просят приехать и представить инсталляцию, которую они смогли из этих деталей соорудить. Инсталляция должна показывать, в каком направлении стоит дальше развиваться компании Lego.

Возраст и диплом не важны

Кандидатов, собравшихся в конференц-зале отеля Legoland, первым делом просят продемонстрировать, какие инсталляции они сделали дома. Самые яркие идеи на этот раз - радиоуправляемая модель скорпиона, домики, сплетенные из веток волшебных деревьев, и суперсовременный музыкальный плейер.

«Эта встреча нужна, чтобы познакомиться, представить кандидатов друг другу и жюри. Кроме того, мы смотрим, что они смогли соорудить из набора деталей, который мы им посылали», - говорит Кэролайн Хэнсен, директор программы рекрутинга Lego.

Многие кандидаты приезжают издалека: из Новой Зеландии, Бразилии, с Тайваня, из Индонезии. Есть соискатели и из Германии. Большинство - опытные дизайнеры. Например, Колмер работает в индустрии развлечений с 1988 г. Он делает декорации для кино и участвовал в съемках фильма «Возвращение супермена». Мужчина рассказывает: «Мой сын недавно сказал мне, что хочет быть дизайнером компании Lego, когда вырастет. А я подумал: «Хорошая идея!»

Другому кандидату, американцу Йорку Блейеру из Лос-Анджелеса, 49 лет. Он ветеран войны, но несколько лет отработал дизайнером в компании по производству игрушек Mattel. А 48-летний соискатель из Шотландии Аллан Фолкнер работал дизайнером детского бренда Hasbro. Блейер был удивлен тем, что в конкурсе вместе с ним участвовали вчерашние выпускники колледжей. «Сначала я подумал: «Что за чепуха? Я уже столько лет работаю, а меня ставят на одну доску с молоденькими мальчиками и девочками!» Но, поразмыслив, понял, что это неплохая идея», - рассказывает он.

Веселость как критерий

Большинство кандидатов нервничали перед конкурсом. «Я не спал всю ночь», - признается Дэниел Сударсоно, 33-летний дизайнер мебели из Индонезии. На конкурс он привез инсталляцию, изображающую волшебный сад, в котором живет дракон, изрыгающий воду и поливающий растения, а рядом, в темном лесу, прячется злой волшебник.

Но самая интересная часть конкурса началась после того, как дизайнеры закончили демонстрацию сделанных дома инсталляций. В течение двух дней после этого кандидаты рисовали эскизы, собирали из частей конструктора маленькие фигурки и составляли наборы Lego для детей в возрасте от восьми до десяти лет.

Одни дизайнеры конструировали, сидя за столом, другие располагались на ковре. Кто-то начинал выполнение задания с зарисовки на бумаге, а кто-то хватался за детальки конструктора и тут же собирал их, чтобы понять, насколько жизнеспособна пришедшая в голову идея. Время работы было строго ограничено. За два с половиной часа дизайнеры должны были создать новую концепцию игрушек Lego. Они работали в полном молчании. Тишину нарушал только звук, возникающий при соединении пластиковых деталей конструктора, и гул самолетов, взлетающих в расположенном по соседству аэропорту. Штатные дизайнеры Lego, входившие в жюри, молча следили за работой конкурсантов и делали пометки в блокнотах.

Жюри интересовали такие параметры, как цветовая гамма и удобство сборки деталей. Кроме того, композицию нужно сделать веселой. «Дизайнер всегда должен думать о том, что его продукт, персонаж или предложенный им сюжет должны быть хоть немного веселыми. Для нас это очень важно», - говорит Торогуд. Жюри обращало внимание и на то, как конкурсанты взаимодействуют между собой. Обычно новые сотрудники год работают в паре с одним из дизайнеров Lego. Только потом им разрешается создать собственный небольшой набор. На этот раз из 21 кандидата Lego выбрала восьмерых.