Остаток благосостояния отправляется в Сибирь

Фонд национального благосостояния может пойти еще и на три проекта освоения Сибири, выяснили «Ведомости»
Фонд национального благосостояния приближается к концу/ Евгений Епанчинцев/ ИТАР-ТАСС

Большая часть тех средств фонда национального благосостояния (ФНБ), которые можно инвестировать, уже распределена: лимит на инвестирование - 40% ФНБ (всего в фонде 2,92 трлн), свободными остались 150 млрд руб. Решение выделить Украине $15 млрд через выкуп ее евробондов в 2013-2014 гг. на планах инвестирования ФНБ в инфраструктуру не скажется, говорят два чиновника Минфина: эти средства не входят в 40%-ный лимит. А Минфин планирует сохранить такой лимит и в следующем году, заявил министр финансов Антон Силуанов. Помощь Украине не помешает вложениям ФНБ в инфраструктурные проекты, говорил и министр экономического развития Алексей Улюкаев.

Упомянутые 150 млрд должны были пойти на высокоскоростную железную дорогу Москва - Казань, но решения пока нет. Желающих получить эти деньги немало: в предварительном списке Минэкономразвития 29 проектов. Но чтобы претендовать на соинвестирование из ФНБ, заявка должна будет пройти процедуру отбора. А если проектов, соответствующих критериям инвестирования ФНБ, окажется больше, чем свободных средств, предстоит принять политическое решение, говорит федеральный чиновник.

Какие проекты в этом случае смогут претендовать на деньги ФНБ в приоритетном порядке, «Ведомостям» рассказали два федеральных чиновника финансово-экономического блока: это дальневосточные проекты «Россетей», Ангаро-Енисейский кластер и железнодорожная ветка Элегест - Кызыл - Курагино с освоением недр Тувы (см. таблицу на стр. 05).

Каждый проект все равно должен пройти отбор и проработать финансовую модель, подчеркивает один из собеседников «Ведомостей», тем более что трем проектам вместе нужно свыше 200 млрд руб. «Можно вписать и в 150 млрд», - уверен другой чиновник, важно, чтобы средства ФНБ шли в проекты, меняющие экономику страны.

Все три проекта помогают развитию БАМа и Транссиба, объясняют чиновники, прежде всего - обеспечивают грузопоток.

В октябре РЖД подписала с Тувинской энергетической промышленной корпорацией (ТЭПК) Руслана Байсарова соглашение, по которому ТЭПК обязуется вывозить 15 млн т угля в год с Элегестского месторождения (лицензия у ТЭПК) начиная с 2018 г.

РЖД планирует заключать аналогичные соглашения и с другими грузоотправителями, следует из плана-графика модернизации БАМа и Транссиба. Проект ТЭПК также предполагает строительство портового терминала на Дальнем Востоке для экспорта коксующегося угля в Корею, Китай и Японию.

Загрузить железную дорогу поможет и Ангаро-Енисейский кластер, рассуждает федеральный чиновник: в нем планируется разместить горнопромышленные и лесохозяйственные производства, построить Нижнеангарскую ГЭС, запланированы также мост через Енисей, строительство автодорог и ЛЭП, сообщала министр инвестиций и инноваций Красноярского края Ольга Рухуллаева. По ее словам, проекту необходимо софинансирование из бюджета и ФНБ мог бы стать источником такой поддержки, хотя изучаются и другие способы.

Проект «Россетей» обеспечит энергией БАМ и Транссиб, а заодно и предприятия, осваивающие полезные ископаемые. Из-за замораживания тарифов приоритетом инвестпрограммы «Россетей» будет надежное энергоснабжение потребителей, замечает представитель компании, а капитальные затраты на развитие сетей на Дальнем Востоке высоки, так что ФНБ рассматривается как основной источник инвестиций.

Все эти проекты обеспечивают «дополнительный комфорт» для вложений ФНБ в модернизацию БАМа и Транссиба, объясняет чиновник. РЖД получит 150 млрд руб. из фонда, на эту сумму монополия выпустит привилегированные акции с доходностью 2% годовых. Общая стоимость проекта - 562 млрд руб., 302 млрд руб. выделит РЖД, еще 110 млрд - бюджетные средства.

Представитель вице-премьера Аркадия Дворковича отказалась от комментариев.

Срок окупаемости проекта - свыше 50 лет, напоминает аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов, чтобы обеспечить возвратность вложений, необходимы гарантии грузопотоков. Эта инфраструктура будет востребована грузоотправителями, но лучше сразу иметь представление не только о грузовой базе, но и об остальных звеньях цепи, продолжает он: например, предусмотреть возможность портов отправлять такое количество грузов, которое будет готова доставлять железная дорога.

Стимулировать загрузку БАМа и Транссиба - правильное решение, считает он: эффект для экономики в любом случае больше, чем от скоростного пассажирского сообщения между Москвой и Казанью.