Репатриация денег

Владимиру Путину не пришлось долго звать российские компании из офшоров - холдинги уже переводят операции на родину
Российский бизнес обещает вернуть деньги из офшоров/ Е. Разумный для Ведомостей

Налоговая экономия от голландской структуры при выплате дивидендов - 4 процентных пункта, говорит партнер Paragon Advice Group Александр Захаров: 5%, а не 9%. Аналитик БКС Кирилл Чуйко считает, что прежде зарубежная регистрация помогала оптимизировать налогооблагаемую базу, но теперь ситуация в алюминиевой отрасли очень тяжелая, а компании предстоит вести переговоры о рефинансировании выплат в 2014 г. ($1,5 млрд, по данным на 30 июня 2013 г.), и UC Rusal, чтобы рассчитывать на помощь в том числе госбанков, нужно демонстрировать лояльность.

Крупные компании уже заявили, что отказываются от офшоров или что переводят операции в Россию: «Металлоинвест», МТС, «Русгидро», «Камаз» и UC Rusal. Так они откликнулись на фразу из послания президента: «Хотите в офшорах - пожалуйста, но деньги сюда».

Минфин не ожидал такой реакции, говорит его чиновник, никто не заставлял переносить все структуры в Россию: «Нам главное - чтобы они правильно высчитывали налоговую базу, а это можно делать, находясь и в офшорах, и в низконалоговых юрисдикциях».

Путин предложил две меры: обложить налогами доходы офшоров, бенефициары которых - россияне; иностранные компании лишить господдержки, в том числе кредитов Внешэкономбанка и госгарантий, и закрыть им доступ к госконтрактам.

Директор налогового департамента Минфина Илья Трунин представил план борьбы с офшорами - три проекта поправок в Налоговый кодекс, которые помешают компаниям переводить капитал в офшоры с минимальными налоговыми издержками через страны, с которыми заключены соглашения об избежании двойного налогообложения.

Некоторые антиофшорные меры уже приняты. С 2014 г. крупнейшим компаниям грозят проверки их трансфертных цен: к 1 декабря ФНС получила от 5000 компаний уведомления об их контролируемых сделках. Окончательные итоги анализа подводить рано, говорит замруководителя ФНС Алексей Оверчук, уведомления будут проверяться в том числе с помощью запросов за границу. Получить информацию налоговики могут и от самого бизнеса: с 2014 г. иностранным компаниям, не раскрывшим бенефициаров, грозит 30%-ный налог с выплачиваемых за границу пассивных доходов (после раскрытия деньги можно вернуть). Налогоплательщики начали вести себя аккуратнее, перестраивали бизнес, говорит Оверчук: в некоторых отраслях, ранее занижавших прибыль в России, растет рентабельность.

У «Металлоинвеста» нет активов в офшорах, заявил гендиректор компании Андрей Варичев телеканалу «Россия 24», есть структуры холдинга, которые объединяют все промышленные активы, а все предприятия зарегистрированы в тех областях, в тех регионах, где расположены. 100% «Металлоинвеста» - у кипрского USM Holdings, крупнейший бенефициар - Алишер Усманов (60%).

UС Rusal разработала план поэтапного переноса финансовых и хозяйственных операций в Россию, сообщил представитель компании. Головная компания холдинга - UC Rusal зарегистрирована на о. Джерси. Пакетом «Норильского никеля», принадлежащим UC Rusal (27,8%), владеет зарегистрированная в Нидерландах Aktivium Holding, она принадлежит кипрской Gershvin Investment Corp. Limited, а та - джерсийской UC Rusal. «Норникель» исправно платит дивиденды: за первое полугодие - $1,1 млрд, доля UC Rusal - около $306 млн. В кризис 2008-2009 гг., когда кредит синдиката банков на $4,5 млрд рефинансировал Внешэкономбанк, UС Rusal переложила пакет «Норникеля» на российское ООО «Русал управление инвестициями», но затем вернула обратно на офшорную компанию.

«Русгидро» в 2014 г. планирует ликвидировать кипрские компании, в которых у нее есть доля, - Balp Ltd и Boges Ltd, сообщил «Прайму» зампред правления Джордж Рижинашвили. Офшорная схема для проекта БЭМО (Богучанская ГЭС и Богучанский алюминиевый завод) была предложена UC Rusal и согласована РАО ЕЭС в 2006 г. Собственником 93,3% акций ОАО «Богучанская ГЭС» стала Boges, 100% акций ЗАО «Богучанский алюминиевый завод» - Balp. Эти кипрские офшоры на паритетных началах контролировались «дочками» UC Rusal и «Русгидро». После поручения президента по деофшоризации проекта БЭМО «Русгидро» разработала схему полного отказа от использования кипрской юрисдикции и получила согласие UC Rusal и основного кредитора проекта (Внешэкономбанк) на перевод в Россию части проекта, которую контролирует. Первый этап по переводу компаний в российскую юрисдикцию совет директоров «Русгидро» одобрил в августе: создаются ЗАО «Холдинговая компания БоГЭС» и ЗАО «Холдинговая компания БоАЗ». Затем компания собиралась проработать схему передачи новым обществам 50% долей Balp и Boges и согласовать ее с UC Rusal.

МТС зарегистрирована в России и не использует офшорные компании для оптимизации налогов, говорит представитель МТС, но в составе холдинга есть иностранные компании, сейчас МТС последовательно ликвидирует компании, зарегистрированные за рубежом.

Переводу компаний в Россию можно только радоваться, уверен чиновник: «Если компания зарегистрирована в офшоре, проверить всю информацию о ней сложно - теперь с технологической точки зрения налоговикам будет проще».

При контроле за трансфертными ценами претензии могут быть предъявлены примерно 300 российским компаниям, говорил ранее руководитель ФНС Михаил Мишустин (по «Прайму»).

Не представляю, как можно перевести холдинг листингуемой иностранной компании в Россию, недоумевает налоговый менеджер крупного холдинга.

Если крупная компания решила поменять структуру, проект может растянуться минимум на год и будет весьма дорогостоящим, предупреждает партнер PwC Наталья Кузнецова, а налоговая нагрузка резко вырастет. Например, с переведенной в Россию нераспределенной прибыли придется заплатить 20% налога, говорит она, вырастет и общая нагрузка из-за отказа от схем налогового планирования. Это повлияет на капитализацию котируемых компаний, беспокоится Кузнецова. Многие зарубежные операции экономически обоснованны, говорит партнер PwC Михаил Филинов, переносить их в российскую юрисдикцию, как и бороться с ними, бессмысленно.