«Ростелеком» отреформирован

Многолетняя реформа «Ростелекома» завершена: он объединился с материнским холдингом «Связьинвест», а заодно обрел новую стратегию. Мобильный бизнес оператора объединяется с Tele2, а сам он сфокусируется на широкополосном интернет-доступе

Год начался для «Ростелекома» со смены президента: выходца из инвестгруппы «Маршал капитал» Александра Провоторова сменил бывший гендиректор «Национальных телекоммуникаций» (НТК) Сергей Калугин. Кандидатура нового президента обсуждалась и согласовывалась несколько месяцев, а инициатором замены стало Минкомсвязи: министр Николай Никифоров с первых дней своего назначения (май 2012 г.) критиковал прежнюю команду «Ростелекома», в частности, предъявляя претензии к инвестпрограмме. Администрация президента долго отказывалась от смены руководства, называя ее нецелесообразной, но в итоге сдалась.

Многие считали, что Калугин - протеже владельца банка «Россия» Юрия Ковальчука: тот прежде владел НТК, а его УК «Лидер» была партнером Калугина в проекте Web Media Group. Многие собеседники «Ведомостей», близкие к акционерам «Ростелекома», предполагали, что Ковальчук заинтересован в приватизации госоператора, и оказались отчасти правы.

Одновременно со сменой менеджмента «Ростелекома» изменилась структура акционеров четвертого сотового оператора России - Tele2: группа ВТБ приобрела у шведских собственников 100% акций этой компании, после чего гендиректором «Tele2 Россия» был назначен Провоторов. А летом по рынку поползли слухи, что Ковальчук и дружественные ему инвесторы станут совладельцами Tele2. Уже тогда возникла версия, что конечная цель Ковальчука - объединение Tele2 и мобильного бизнеса «Ростелекома». Так и получилось. Осенью выяснилось, что Ковальчук и его давний бизнес-партнер Алексей Мордашов на двоих приобретают 50% Tele2, а в начале зимы стало известно, что «Ростелеком» планирует выделить сотовые активы в отдельный бизнес, чтобы впоследствии объединить его с «Tele2 Россия». Контроля в объединенном операторе он не получит - лишь 45%, но государство сможет контролировать предприятие при помощи специальных механизмов.

Сделка органично вписалась в новую стратегию «Ростелекома» на 2014-2018 гг. Она предполагает, что оператор сосредоточится на широкополосном интернет-доступе и медиабизнесе. В мобильном сегменте доля «Ростелекома» - всего 6%, а для создания общенациональной сети 3-го и 4-го поколений требуется $3-4 млрд, поэтому оператор намерен передать свои мобильные активы в управление партнеру.

Одновременно Калугин завершил дело, начатое еще его предшественниками, - многолетнюю реформу «Ростелекома». В октябре прекратил существование его крупнейший акционер - госхолдинг «Связьинвест», влившись в объединенную компанию. На первом этапе реформы семь межрегиональных компаний «Связьинвеста» были присоединены к «Ростелекому» - это произошло 1 апреля 2011 г. А теперь «Ростелеком» объединился со «Связьинвестом», и государство стало прямым владельцем пакета в объединенном операторе.

В 2014 г. компанию ждет SPO: так компания хочет распорядиться 15% собственных акций, которые сосредоточатся в ее руках и у дочернего «Мобитела». Это сделает бумаги «Ростелекома» более ликвидными, констатируют аналитики Райффайзенбанка и ИФК «Метрополь» Сергей Либин и Евгений Голосной. Голосной предполагает, что в следующем году котировки «Ростелекома» будут расти, пусть и невысокими темпами, этому способствуют и грядущее SPO, и новая стратегия. Основное внимание инвесторов будет приковано к тому, как именно «Ростелеком» будет исполнять стратегию, предупреждает Либин: для многих остается вопрос, сможет ли компания сохранить выручку на прежнем уровне.